ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ И ПЛАНИРОВОЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ С УЧЕТОМ РАЗМЕЩЕНИЯ
ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПОПУТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ
РАЗРАБОТАНЫ ГУП НИиПИ Генплана Москвы во исполнение Распоряжения Мэра Москвы от 26 сентября 2000 г. N 1010-РМ "О первоочередных мерах по упорядочению мелкорозничной торговли в г.Москве" (п.4), с участием УИТО ГлавАПУ Москомархитектуры, ГУП г.Москвы "Экспертно-инновационного центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", Федеральной службы охраны России, Управления транспорта и связи Правительства Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы.
Редакционная комиссия:
А.В.Кузьмин (председатель), Р.В.Горбанев, С.Г.Чуверина, В.В.Пасенко (Москомархитектура);
В.П.Коротаев, Г.С.Юсин, Ю.В.Коротков (ГУП НИиПИ Генплана Москвы);
В.Л.Варфоломеева (Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы);
Л.М.Липсиц (Управление транспорта и связи Правительства Москвы)
Авторы работы:
Ю.В.Коротков, М.Г.Крестмейн, А.Н.Красников, Е.Н.Боровик (руководитель работы), Л.Ф.Страшнова, А.Л.Молина, А.В.Воинова, Л.И.Малеева - ГУП НИиПИ Генплана Москвы;
Р.В.Горбанев, Л.А.Шалов, Н.К.Кирюшина - Москомархитектура;
В.В.Белов, С.Д.Зезюлин - ГУП г.Москвы "Экспертно-инновационный центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям";
А.А.Кашкин - Федеральная служба охраны России;
В.Ш.Лангман - Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы;
Ю.Д.Шелков - Управление транспорта и связи Правительства Москвы;
З.В.Заславская - ГУП "Моспроект-2";
В.Н.Федосеев, Н.Н.Гонсовская - ГУП "Гормост".
УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Председателя Москомархитектуры Кузьминым А.В. N 140 от 10.12.01
1.1. "Временные методические указания по расчету пропускной способности и планировочных параметров внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов попутного посещения" разработаны ГУП НИиПИ Генплана Москвы во исполнение Распоряжения Мэра Москвы от 26 сентября 2000 г. N 1010-РМ "О первоочередных мерах по упорядочению мелкорозничной торговли в г.Москве" (п.4), в дополнение к действующим нормативам и направлены на расчет пропускной способности и основных планировочных параметров внеуличных пешеходных переходов, а также на упорядочение размещения в них и функционирования торгово-сервисных объектов.
1.2. Требуемая пропускная способность и планировочные параметры пешеходных переходов определяются исходя из основного функционального назначения внеуличных пешеходных переходов - как коммуникаций для обеспечения кратчайших и безопасных пешеходных связей, осуществляемых с наименьшими затратами времени. Размещение и функционирование торгово-сервисных объектов не должно препятствовать реализации основного функционального назначения внеуличных переходов.
1.3. Временные методические указания предназначены для проектирования и согласования размещения торгово-сервисных объектов во вновь строящихся, а также в существующих внеуличных пешеходных переходах.
1.4. Временные методические указания распространяются на все виды и типы закрытых внеуличных пешеходных переходов: по отношению к уровню дневной поверхности - подземные, надземные, встроенные; по конфигурации в плане - переходы линейного типа, переходы-распределители; по конструктивным особенностям - однопролетные, двухпролетные, трехпролетные.
Временные методические указания разработаны для различных случаев размещения и компоновки торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах.
1.5. Торговые площади торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах следует учитывать при расчете обеспеченности районов города объектами местного уровня (социально-гарантированного минимума), а также при расчете потребности в этих объектах.
1.6. Временные методические указания (методология расчетов, расчетные параметры пешеходного движения, планировочные параметры пешеходных переходов) базируются на результатах и выводах исследований пешеходного движения, выполненных ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 1999-2001 гг. В настоящем документе учтены требования Мосгосэкспертизы, Управления Государственной противопожарной службы г.Москвы, Федеральной службы охраны России, ГУП г.Москвы "Экспертно-инновационный центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", Мосгосэкспертизы по рассматриваемым вопросам, а также замечания Департамента потребительского рынка и услуг, Управления транспорта и связи, Госстроя РФ.
1.7. "Временные методические указания по расчету пропускной способности и планировочных параметров внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов попутного посещения" являются ведомственным нормативным документом, действующим вплоть до утверждения комплексного нормативного документа "Временные нормы и правила проектирования внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов", разрабатываемого ГУП НИиПИ Генплана Москвы совместно со специализированными организациями.
2.1. Внеуличные пешеходные переходы - все виды пешеходных переходов, за исключением переходов через проезжую часть улиц в уровне дневной поверхности (уличных наземных переходов).
2.2. Внеуличные пешеходные переходы закрытого типа - внеуличные пешеходные переходы, имеющие полное наружное ограждение:
подземные - размещаемые под улицами, площадями, железнодорожными путями и др. (пешеходные туннели);
надземные - размещаемые над улицами, над площадями и другими элементами городской среды (крытые пешеходные мостики);
встроенные - размещаемые в зданиях и между зданиями различного функционального назначения, в подэстакадных пространствах городских инженерных сооружений.
2.3. По конфигурации в плане различают:
Пешеходные переходы линейного типа - переходы-связки, устраиваемые, как правило, на перегонах улично-дорожной сети, имеющие прямую или изогнутую в плане конфигурацию;
Пешеходные переходы-распределители - развитые в пространстве переходы, устраиваемые, как правило, на транспортно-пересадочных узлах для распределения пешеходных потоков по различным направлениям, с различной конфигурацией в плане - разветвленные, кольцевые, прямоугольные и др.
2.4. По количеству пролетов в конструкции поперечного сечения внеуличного пешеходного перехода выделяются (см. табл.2.1):
однопролетные пешеходные переходы - пешеходные переходы, устраиваемые в виде "трубы", как правило, с прямоугольным сечением;
двух- и трехпролетные пешеходные переходы - пешеходные переходы, имеющие, как правило, прямоугольное сечение, усиленное соответственно одним или двумя рядами колонн в продольном направлении.
Таблица 2.1
ТИПЫ ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ПО КОНСТРУКТИВНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ. | |
I | |
II | |
III | |
1 - встроенные торгово-сервисные объекты; 2 - отдельно стоящие торгово-сервисные объекты; 3 - пристроенные торгово-сервисные объекты; 4 - встроенно-пристроенные торгово-сервисные объекты |
2.5. Перегон пешеходного перехода - расстояние между соседними входами в переход, измеряемое по оси туннеля, превышающее 3 м. Количество перегонов определяется количеством входов в туннель - независимо от его очертания в плане.
2.6. Ширина пешеходного перехода - конструктивная ширина поперечного сечения пешеходного перехода "в свету" за вычетом толщины отделочного материала ().
2.7. Торгово-сервисные объекты (ТСО), размещаемые в пешеходных переходах - объекты различного функционального назначения для осуществления попутного обслуживания пешеходов.
2.8. По способу размещения и устройства торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах выделяются (см. табл.2.1):
а) ТСО, расположенные во внутреннем пространстве пешеходного перехода, в составе его поперечного профиля, включая:
встроенные - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда, и расположенные вплотную к внутренней стороне стены перехода (при одностороннем размещении) или к обеим стенам (при двустороннем размещении);
отдельностоящие - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда и расположенные на определенном расстоянии от стен перехода, например, по его центральной оси или со смещением относительно центральной оси;
ширина отдельностоящего и встроенного торгово-сервисного объекта в поперечном сечении - конструктивная ширина торгово-сервисного объекта, занимающая часть конструктивной ширины поперечного сечения пешеходного перехода ();
б) размещаемые вне габаритов основного сечения внеуличного пешеходного перехода -
пристроенные - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда, расположенные вне основного поперечного сечения пешеходного перехода, расположенные вплотную к стене пешеходного перехода с внешней стороны и имеющие вход из пешеходного перехода;
ширина пристроенного торгово-сервисного объекта в поперечном сечении - конструктивная ширина торгово-сервисного объекта, расположенного вне габаритов основного поперечного сечения пешеходного перехода;
в) размещаемые частично во внутреннем пространстве пешеходного перехода, в составе его поперечного профиля, частично - вне габаритов основного сечения внеуличного пешеходного перехода -
встроенно-пристроенные - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда и расположенные частично во внутреннем пространстве пешеходного перехода, вплотную к стене, и частично - с наружной стороны основного туннеля;
ширина встроенно-пристроенного торгово-сервисного объекта в поперечном сечении - суммарная конструктивная ширина торгово-сервисного объекта, расположенного частично во внутреннем пространстве пешеходного перехода, вплотную к стене, и частично - вне габаритов основного поперечного сечения пешеходного перехода;
ширина встроенной части встроенно-пристроенного торгово-сервисного объекта, выступающая внутрь пешеходного перехода - часть ширины торгово-сервисного объекта, выступающая из плоскости стены пешеходного перехода во внутреннее его пространство ().
2.9. По местоположению торгово-сервисных объектов в поперечном сечении перехода рассматривается:
одностороннее размещение - торгово-сервисные объекты пристроенного, встроенного или встроенно-пристроенного типа располагаются у одной из продольных стен перехода;
двухстороннее размещение - торгово-сервисные объекты пристроенного, встроенного или встроенно-пристроенного типа располагаются по обеим сторонам пешеходного перехода;
срединное размещение - отдельностоящие объекты или группы торгово-сервисных объектов располагаются посередине пешеходного перехода или со смещением относительно центральной оси.
2.10. Ширина колонны - ширина конструкции колонны в поперечном сечении пешеходного перехода с учетом толщины отделочных материалов ().
2.11. Ширина прохожей части пешеходного перехода - ширина пешеходного перехода за вычетом ширины отдельностоящего и (или) встроенного торгово-сервисного объекта и ширины колонны (в двух- и трехпролетных переходах) в поперечном сечении перехода
2.12. Основная зона пешеходного движения - зона осуществления беспрепятственного движения основного потока пешеходов, которая включает: стандартные и переходные полосы движения пешеходов.
Ширина основной зоны пешеходного движения - часть поперечного сечения внеуличного пешеходного перехода, по которой пропускается основной пешеходный поток ().
2.13. Полосы пешеходного движения в составе основной зоны пешеходного движения:
Стандартная полоса движения пешеходов - рядовая полоса движения пешеходов в основной зоне, имеющая расчетную пропускную способность. Ширина стандартной полосы движения пешеходов - ширина рядовой полосы пешеходного движения, принимаемая для расчетов габаритов поперечного сечения пешеходного перехода ().
Переходная полоса движения пешеходов - крайняя полоса движения, примыкающая к зоне тяготения торгово-сервисных объектов и имеющая пониженную пропускную способность по сравнению с расчетной. Ширина переходной (буферной) полосы - ширина крайней полосы основной зоны пешеходного движения, граничащей с зоной тяготения пешеходов у торгово-сервисных объектов ().
2.14. Зона тяготения торгово-сервисных объектов - условное пространство, находящееся между линией фасадов ТСО и основной зоной пешеходного движения, в котором концентрируются покупатели и посетители ТСО, а также пешеходы, остановившиеся для осмотра товаров.
Ширина зоны тяготения торгово-сервисных объектов - нормируемое расстояние (в поперечном сечении пешеходного перехода) между фронтом размещения ТСО и основной зоной пешеходного движения, предназначенное для покупателей и посетителей торгово-сервисных объектов ().
2.15. Зазоры от стены и колонн до основной зоны пешеходного движения:
зазор от стены - расстояние от стены пешеходного перехода, на которое приближается пешеход при движении. Расчетная величина зазора от стены - нормируемое расстояние от стены пешеходного перехода до основной зоны пешеходного движения, необходимое для безопасного передвижения пешеходов с заданным уровнем комфортности (в час "пик") ();
зазор от колонны - расстояние от грани колонны пешеходного перехода (в поперечном сечении), на которое приближается пешеход при движении. Расчетная величина зазора от колонны - нормируемое расстояние между колонной и основной зоной пешеходного движения, необходимое для безопасного движения по переходу с заданным уровнем комфортности (в час "пик") ().