3.1. Стандартные воздухосборники, применяемые в воздушных системах, имеют объем от 2 до 40 м. Они снабжены патрубками для подсоединения воздухопроводов, патрубком и вентилем с электромагнитным приводом для периодического выпуска конденсата, устройством для электрообогрева днища (во избежание обмерзания конденсата), люком для осмотра и очистки, манометром с трехходовым краном для присоединения контрольного манометра, предохранительными клапанами.
Кроме стандартных конструкций, в системе отжатия применяется, например, воздухосборник - труба большого диаметра или воздухосборники горизонтального исполнения по 75 м, расположенные вдоль здания ГЭС. Преимущество таких конструкций - возможность размещения их без специальных помещений, удобство ревизий, ремонтов, отсутствие длинных магистралей и лишних запорных органов, отсутствие устройств обогрева и др.
3.2. Емкость воздухосборников, требуемых для отжатия, зависит от объема камеры рабочего колеса турбины, который необходимо освободить от воды, количества одновременно переводимых в режим СК гидроагрегатов и интервала между их переводами. При этом учитывается вынос воздуха в нижний бьеф водой при вращении рабочего колеса турбины в процессе отжатия.
Расчет объема воздухосборника дан в приложении 1.
3.3. В воздушных системах низкого давления при подаче до 70 м/мин применяются компрессоры 2028П10/8, а свыше 70 м/мин - 2058П30/8.
В воздушных системах высокого давления при подаче до 30 м/мин применяются компрессоры ЧВУ-3146, свыше 30 м/мин - 2058П16/70.
3.4. Воздуховоды в воздушных системах разделяются на следующие:
соединительные Dy 50-150, предназначенные для объединения воздухосборников в группы и соединяющие воздухосборники с системой. На них размещаются ремонтные и разделительные вентили;
магистральные и коллекторные, предназначенные для объединения всех сборочных единиц воздушной системы. Они прокладываются обычно вдоль здания ГЭС. На них могут размещаться секционные запорные органы, компенсаторы и др. Проходное сечение магистралей должно превышать сечение соединительных труб воздухопроводов и обычно составляет 100-300;
отводящие, соединяющие магистраль с шахтой турбины; их условный диаметр равен (или меньше) диаметру магистральных воздухопроводов. На них устанавливаются автоматические клапаны пуска сжатого воздуха и ручные ремонтные задвижки с двух сторон клапана. В некоторых случаях на них устанавливаются обратные клапаны, предотвращающие попадание воды в магистраль из камеры рабочего колеса турбины;
разводящие, предназначенные для разветвления отводящего воздухопровода по крышке турбины непосредственно к местам подачи воздуха в камеру рабочего колеса; их условный диаметр меньше диаметра отводящих труб; на них, как правило, размещаются ремонтные задвижки.
Разновидности воздушных систем приведены в приложении 2.
3.5. Наиболее распространенными устройствами пуска сжатого воздуха в камеру рабочего колеса турбины являются:
на давление 0,8 МПа - клапан тарельчатый с гидроприводом и электромагнитным приводом, клапан проходной с пневмоприводом;
на давление от 20 до 6,4 МПа - кран-пробка с пневмоприводом 11с722бк на условный диаметр до 300 мм.
От конструкции и характеристики устройства пуска сжатого воздуха во многом зависит эффективность работы воздушной системы по переводу гидроагрегатов в режим СК. Устройство должно обладать малым проходным сопротивлением, достаточной герметичностью в закрытом состоянии, достаточным быстродействием (время полного открытия не должно быть более 3-4 с). Устройство пуска воздуха должно монтироваться на отводящем воздухопроводе по возможности ближе к месту подключения его к крышке турбины.
3.6. Контроль заданного уровня отжатия воды в камере рабочего колеса при работе гидроагрегата в режиме СК осуществляется следующими устройствами:
электроконтактным манометром или реле давления - по давлению воздуха в камере, когда уровень воды в нижнем бьефе меняется незначительно (не более 1 м). Применение таких датчиков в условиях переменного уровня в нижнем бьефе приводит к перерасходу сжатого воздуха;
дифференциальным реле давления в случае колебаний уровня воды в нижнем бьефе более 1 м;
поплавковыми устройствами, соединенными с камерой рабочего колеса короткими патрубками, следящими непосредственно за уровнем по принципу сообщающихся сосудов;
пневмогидравлическими реле, принцип действия которых основан на измерении давления воздуха, равного давлению столба вытесненной воды из измерительной трубки, открытым концом погруженной под уровень воды в нижнем бьефе;
сигнализаторами уровня типа РСУ-3 и СУС;
электродами, принцип действия которых основан на замыкании их через воду при повышении уровня отжатия воды выше заданного значения;
реле времени с экспериментально подобранным временем срабатывания;
реле мощности.
3.7. От действия устройств контроля уровня отжатая воды подкачка воздуха в камеру рабочего колеса турбины осуществляется:
из основной магистрали - открытием основного клапана пуска сжатого воздуха;
байпасами в обвод основного клапана с автоматическим приводом запорного вентиля;