3.2.1. Режимы эксплуатации затворов в зимний период должны быть разработаны заблаговременно в соответствии с реальными условиями работы затворов (климатическими и гидрологическими) и предусматривать:
- постоянную готовность (первоочередное механическое оборудование);
- периодическую готовность (готовность за определенное время) в любое время зимнего периода;
- консервацию на весь зимний период.
3.2.2. При подготовке механического оборудования к эксплуатации в зимний период должны быть осуществлены следующие мероприятия:
- проверена готовность затворов к работе в зимний период, исправность уплотнительных устройств и механизмов маневрирования затворами;
- проверена готовность решеток и механизмов по их очистке; решетки очищены от сора;
- проверены в действии воздухообдувная сеть, потокообразователи;
- проверена исправность устройств обогрева затворов, решеток, пазов, закладных частей и поверхности водосливного отверстия за затвором;
- созданы сменные бригады по сбросу льда, шуги и т.п.
3.2.3. При назначении затворов в качестве первоочередных (режим постоянной готовности) следует учитывать особенности эксплуатации застойных зон верхнего бьефа, в которых в значительной степени усиливается воздействие низких температур. Поэтому для маневрирования следует выбрать затворы тех водосбросных отверстий, которые наиболее близко расположены к транзитному потоку реки.
3.2.4. Постоянная и периодическая готовность затвора к пропуску воды должна быть проверена (испытана) в натурных условиях, при этом должны быть твердо установлены время и затраты электроэнергии, необходимые для обеспечения этой готовности.
3.2.5. При эксплуатации затворов в зимний период следует учитывать возможность:
- обмерзания пазов, опорно-ходовых частей и уплотнений затворов вследствие протечек воды через неплотности боковых уплотнительных устройств и обледенения боковых поверхностей бычков и устоев;
- примерзания затвора к порогу;
- обледенения конструкций затвора со стороны верхнего и нижнего бьефов.
3.2.6. До наступления зимнего периода в качестве мер борьбы с возможными зимними затруднениями рекомендуется:
а) провести специальный осмотр механического оборудования и устранить все обнаруженные неисправности и дефекты;
б) отремонтировать все уплотнительные устройства затворов - боковые, донные, верхние и межсекционные (в сдвоенных затворах и затворах с клапаном);
в) привести в полную готовность стационарные установки обогрева подвижной конструкции затвора, закладных частей и бетона гидросооружений;
г) подготовить специальные смазки для механического оборудования, эксплуатация которого будет происходить при низких температурах;
д) проверить достаточность обогрева помещений, где расположены подъемные механизмы затвора, и в случае необходимости предусмотреть установку дополнительных электропечей, возможность переброски теплого воздуха из машинного зала и т.п.
3.2.7. Следует выявить по опыту эксплуатации прошлых лет необходимость установки дополнительных устройств на зимний период (в суровых климатических условиях):
- тепляков той или иной конструкции, монтируемых на плоских затворах со стороны нижнего бьефа во избежание их обмерзания;
- электронагревательных приборов внутри тепляков или конструкции затвора, если он имеет замкнутый профиль (вальцовые, чечевицеобразные, секторные затворы);
- электроподогревателей или паровых котлов с разводящей сетью труб для подачи пара на опорные и другие части затвора;
- установки воздухообдува затвора или потокообразователей для поддержания майны (полыньи) перед затвором.
3.2.8. Для эксплуатации затворов в зимних условиях должны быть подготовлены: