Статус документа
Статус документа

Типовая инструкция по эксплуатации механического оборудования гидротехнических сооружений

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕХАНИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

2.1. Роль затворов водопропускных отверстий в комплексе гидротехнических сооружений определяется требованием пропуска необходимого расхода воды или прекращения пропуска воды через водопропускные отверстия в любое время для обеспечения бесперебойной работы гидроузла. Поэтому затворы должны работать независимо и безотказно

Основными функциями затворов водопропускных отверстий являются:

- поддержание заданного уровня воды в верхнем бьефе путем регулирования пропуска воды в нижний бьеф;

- прекращение поступления воды через водозаборные сооружения путем полного закрытия их отверстий;

- перекрытие отдельных отверстий в случае аварии или на время ремонта сооружения и гидросилового оборудования.

2.2. Затворы водопропускных отверстий должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- прочности и устойчивости конструкции в целом и ее отдельных узлов;

- водонепроницаемости затвора и мест сопряжений его с частями сооружений или мест сопряжений отдельных частей затвора;

- возможности свободного маневрирования в стоячей или текущей воде в зависимости от назначения затвора;

- возможности регулирования пропуска воды (при ее заборе или сбросе) при различных открытиях отверстий без нарушения нормальной работы затвора (для основных регулирующих затворов).

Во избежание аварий из-за неправильной установки секций затвора по высоте все секции должны быть занумерованы.

2.3. Затворы основных водопропускных отверстий должны быть подвергнуты испытанию по специальной программе при полном и частичных открытиях отверстий в соответствии с реальными условиями эксплуатации. По результатам испытаний назначаются режимы работы затворов.

2.4. Испытания затворов должны быть проведены заблаговременно, до приемки электростанции в постоянную эксплуатацию.

Режим эксплуатации основных глубинных затворов, находящихся под высокими напорами, равно как и основных затворов напорных водосбросов совмещенных гидроэлектростанций, особенно расположенных со стороны верхнего бьефа, должен быть разработан с участием проектной и исследовательской организаций в полном соответствии с проектной схемой регулирования основными затворами, а также результатами экспериментальных исследований затвора и отражен в местной инструкции.

2.5. В качестве защитного заграждения, предупреждающего попадание плавающих тел, сора и крупных частей льда в гидроблок (спиральную камеру, турбину и др.), применяются:

а) грубые решетки - при защите деривационных сооружений на головном узле, в пазах водоприемника, на вынесенных сороудерживающих сооружениях;

б) турбинные решетки - в пазах, внутри или снаружи щитового отделения гидростанции;

в) плавучие запани - перед водоприемниками, зданиями гидростанций, перед насосными агрегатами тепловых и атомных электростанций и всасывающими трубами ГАЭС.

2.6. Решетки водопропускных отверстий должны удовлетворять следующим требованиям:

- прочности и устойчивости в пределах заданных и нормативных нагрузок;

- свободного маневрирования в спокойной воде (кроме стационарных решеток);

- обеспечения удержания плавающих и влекомых потоком воды тел;

- возможности очистки с помощью сороочистных механизмов или в отдельных случаях вручную (под водой или на поверхности).

2.7. Установка и разборка сороудерживающих решеток осуществляются в соответствии с их конструктивным устройством и с помощью принятых для эксплуатации решеток видов подъемных устройств. Порядок маневрирования решетками должен быть отражен в местной производственной инструкции, включая вопросы транспортирования отдельных секций решеток к месту складирования или ремонта.

2.8. Запань устанавливается перед фронтом водозаборных сооружений электростанции под некоторым углом к направлению течения рек для обеспечения отклонения древесины к месту ее сбора или сброса. На берегу должно быть предусмотрено место для подъема и складирования древесины.

2.9. Запани должны удовлетворять следующим требованиям:

а) прочности и устойчивости на плаву;

б) легкости сборки и разборки;