4.1. Требования безопасности при движении кранов по дорогам
4.1.1. При движении крана по дорогам должны быть обеспечены безопасность сопровождающего машину персонала, сохранность машины, встречающихся на пути следования предметов, а также покрытия дороги.
4.1.2. При перемещении гусеничных кранов самоходом покрытие дороги должно отвечать требованиям проезда по ней машин с гусеничным ходом. Прочность грунтового основания, МПа: для кранов грузоподъемностью до 40 т не менее 0,25-0,3, до 100 т - 0,35-0,4, выше 100 т - 0,5-1,0. Ширина проезжей части дорог для этих кранов не менее 4, 4,5 и 6 м соответственно.
Разрешается проезд по бетонным, выложенным булыжником, плитами и т.п. дорогам. По асфальтированному покрытию проезд кранов грузоподъемностью более 25 т запрещается: необходимо принять специальные меры - производить подсыпку грунта (песка и т.п.), применять подстилающие устройства и т.д.
4.1.3. Перед движением самоходом с объекта на объект краны необходимо перевести в транспортное положение, отвечающее требованиям движения и транспортным габаритам и указаниям инструкции завода-изготовителя.
Перед началом движения необходимо:
проверить действие звуковых сигналов и освещения: наружного (фары, стоп-сигналы, сигналы поворота) и внутреннего (в кабине);
проконтролировать работу тормоза механизма передвижения;
застопорить тормоз механизма поворота;
проверить заправку систем питания, охлаждения и смазки, работу двигателя;
осмотреть и проверить стреловую лебедку, удерживающую рабочее оборудование в транспортном положении;
проверить давление в шинах (должно соответствовать транспортному режиму без груза);
проконтролировать рулевое управление или устройство для разворота ведомых колес;
проверить крепление выносных опор и техническое состояние шин.
Маршрут движения пневмоколесного крана с нагрузкой на ось более 120 кН необходимо предварительно согласовать с Госавтоинспекцией.
4.1.4. При буксировании пневмоколесного крана:
скорость движения не должна по горизонтальной дороге превышать 25 км/ч, вблизи строящихся объектов - 10 км/ч, на уклонах и поворотах - 5 км/ч;
стрела должна быть установлена по продольной оси при направлении оголовка в сторону ведущего моста;
при длительном транспортировании (несколько часов) следует систематически проверять состояние ходового оборудования. Степень затяжки гаек крепления колес и надежность работы тормоза следует проверить после преодоления первых (двух-трех) километров пути, а затем через каждые 20-25 км;
соединять кран с буксиром следует через буксировочные крюки и другие буксирные приспособления или раму крана. Буксировочный канат должен быть длиной 4-6 м.
4.2. Требования безопасности при монтаже и демонтаже кранов
4.2.1. После доставки крана на монтажную площадку на автотранспортных средствах, железнодорожным или водным транспортом следует, если это необходимо, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя монтировать кран, а по окончании работ, если это необходимо, - демонтировать.
4.2.2. Монтаж и демонтаж крана должна производить с участием крановщика под руководством назначенного ИТР, отвечающего за соблюдение указанной в ППР и инструкции завода-изготовителя технологии монтажа (демонтажа) и правил техники безопасности, квалифицированная бригада рабочих, предварительно ознакомленная с инструкцией по монтажу и имеющая допуск к работе на высоте. Монтажом и демонтажом большегрузных кранов (грузоподъемностью 100 т и выше) должно руководить лицо, ответственное за исправное состояние кранов.
4.2.3. Монтаж и демонтаж крана разрешается производить, как правило, только в светлое время суток. Ночью указанные операции разрешается производить только при необходимости устранения последствий аварии или при других аналогичных ситуациях; при этом горизонтальная и вертикальная освещенность площадки должна быть не менее 25 лк.
4.2.4. Производить монтаж (демонтаж) при температуре ниже минус 20 °С и ветре силой более 5 баллов для кранов с обычными стрелами и более 3 баллов (если эти данные не оговорены в инструкции завода-изготовителя) для кранов с удлиненными стрелами и БСО запрещается.
4.2.5. При монтаже (демонтаже) производить на монтажной площадке какие бы то ни было работы, не относящиеся к данному процессу, запрещается.
4.2.6. При выполнении монтажных (демонтажных) работ необходимо соблюдать следующие требования:
отцеплять элементы устройства только после их надежного закрепления на ранее смонтированных конструкциях;