ВСН 274-88/Минмонтажспецстрой СССР Правила техники безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов


4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНОВ

4.1. Требования безопасности при движении кранов по дорогам

4.1.1. При движении крана по дорогам должны быть обеспечены безопасность сопровождающего машину персонала, сохранность машины, встречающихся на пути следования предметов, а также покрытия дороги.

4.1.2. При перемещении гусеничных кранов самоходом покрытие дороги должно отвечать требованиям проезда по ней машин с гусеничным ходом. Прочность грунтового основания, МПа: для кранов грузоподъемностью до 40 т не менее 0,25-0,3, до 100 т - 0,35-0,4, выше 100 т - 0,5-1,0. Ширина проезжей части дорог для этих кранов не менее 4, 4,5 и 6 м соответственно.

Разрешается проезд по бетонным, выложенным булыжником, плитами и т.п. дорогам. По асфальтированному покрытию проезд кранов грузоподъемностью более 25 т запрещается: необходимо принять специальные меры - производить подсыпку грунта (песка и т.п.), применять подстилающие устройства и т.д.

4.1.3. Перед движением самоходом с объекта на объект краны необходимо перевести в транспортное положение, отвечающее требованиям движения и транспортным габаритам и указаниям инструкции завода-изготовителя.

Перед началом движения необходимо:

проверить действие звуковых сигналов и освещения: наружного (фары, стоп-сигналы, сигналы поворота) и внутреннего (в кабине);

проконтролировать работу тормоза механизма передвижения;

застопорить тормоз механизма поворота;

проверить заправку систем питания, охлаждения и смазки, работу двигателя;

осмотреть и проверить стреловую лебедку, удерживающую рабочее оборудование в транспортном положении;

проверить давление в шинах (должно соответствовать транспортному режиму без груза);

проконтролировать рулевое управление или устройство для разворота ведомых колес;

проверить крепление выносных опор и техническое состояние шин.

Маршрут движения пневмоколесного крана с нагрузкой на ось более 120 кН необходимо предварительно согласовать с Госавтоинспекцией.

4.1.4. При буксировании пневмоколесного крана:

скорость движения не должна по горизонтальной дороге превышать 25 км/ч, вблизи строящихся объектов - 10 км/ч, на уклонах и поворотах - 5 км/ч;

стрела должна быть установлена по продольной оси при направлении оголовка в сторону ведущего моста;

при длительном транспортировании (несколько часов) следует систематически проверять состояние ходового оборудования. Степень затяжки гаек  крепления колес и надежность работы тормоза следует проверить после преодоления первых (двух-трех) километров пути, а затем через каждые 20-25 км;

соединять кран с буксиром следует через буксировочные крюки и другие буксирные приспособления или раму крана. Буксировочный канат должен быть длиной 4-6 м.

4.2. Требования безопасности при монтаже и демонтаже кранов

4.2.1. После доставки крана на монтажную площадку на автотранспортных средствах, железнодорожным или водным транспортом следует, если это необходимо, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя монтировать кран, а по окончании работ, если это необходимо, - демонтировать.

4.2.2. Монтаж и демонтаж крана должна производить с участием крановщика под руководством назначенного ИТР, отвечающего за соблюдение указанной в ППР и инструкции завода-изготовителя технологии монтажа (демонтажа) и правил техники безопасности, квалифицированная бригада рабочих, предварительно ознакомленная с инструкцией по монтажу и имеющая допуск к работе на высоте. Монтажом и демонтажом большегрузных кранов (грузоподъемностью 100 т и выше) должно руководить лицо, ответственное за исправное состояние кранов.

4.2.3. Монтаж и демонтаж крана разрешается производить, как правило, только в светлое время суток. Ночью указанные операции разрешается производить только при необходимости устранения последствий аварии или при других аналогичных ситуациях; при этом горизонтальная и вертикальная освещенность площадки должна быть не менее 25 лк.

4.2.4. Производить монтаж (демонтаж) при температуре ниже минус 20 °С и ветре силой более 5 баллов для кранов с обычными стрелами и более 3 баллов (если эти данные не оговорены в инструкции завода-изготовителя) для кранов с удлиненными стрелами и БСО запрещается.

4.2.5. При монтаже (демонтаже) производить на монтажной площадке какие бы то ни было работы, не относящиеся к данному процессу, запрещается.

4.2.6. При выполнении монтажных (демонтажных) работ необходимо соблюдать следующие требования:

отцеплять элементы устройства только после их надежного закрепления на ранее смонтированных конструкциях;