ВСН 274-88
-----------------------------------------
Минмонтажспецстрой СССР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРЕЛОВЫХ САМОХОДНЫХ КРАНОВ
Дата введения 1989-04-01
РАЗРАБОТАНЫ ВНИИМонтажспецстроем (канд. техн. наук М.М.Левин)
ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением Минмонтажспецстроя СССР
С введением в действие настоящих ВСН утачивает силу "Инструкция по технике безопасности при эксплуатации стреловых самоходных кранов" ВСН 274-74/Минмонтажспецстроя СССР
СОГЛАСОВАНЫ с ВЦНИИОТ ВЦСПС
УТВЕРЖДЕНЫ Минмонтажспецстроем СССР 31 октября 1988 г.
ВЗАМЕН
Настоящие ведомственные строительные нормы разработаны как дополнение к "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденным Госгортенадзором, и СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве"*.
_________________
* На территории Российской Федерации действуют СНиП 12-03-2001 и СНиП 12-04-2002, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ВСН содержат требования безопасности при монтаже технологического оборудования и конструкций с помощью стреловых самоходных кранов на гусеничном и пневмоколесном ходу грузоподъемностью до 400 т.
ВСН предназначены для инженерно-технических работников, разрабатывающих проекты производства работ (ППР) и технологические карты, а также для крановщиков, стропальщиков и лиц, ответственных по надзору за исправное состояние кранов и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
1.1. Эксплуатировать стреловые самоходные краны (далее краны) на монтаже технологического оборудования и конструкций следует в соответствии с ППР или технологической картой, разработанными специализированной организацией с полным отражением в них требований безопасности, предусмотренных "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгоргехнадзора (далее Правила), СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве" Госстроя СССР (далее СНиП III-4-80) и настоящими ВСН.
1.2. Техника безопасности при организации площадки для эксплуатации кранов перед началом производства работ с кранами (включая их демонтаж для перемещения по дорогам, перемещение своим ходом, на буксире или на транспортных средствах к месту производства работ, монтаж и установку на площадке), во время и по окончании работы кранов, электро- и пожарная безопасность и меры безопасности в аварийных ситуациях должны отвечать требованиям Правил, СНиП III-4-80 и настоящих ВСН.
1.3. При предоставлении монтажным организациям кранов в аренду без обслуживающего персонала (крановщиков) надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией должна осуществлять организация - владелец кранов - управление механизации (УМ).
1.4. Приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние кранов, должен быть издан организацией-владельцем, на балансе которой находится кран, или арендатором, если при передаче кранов в аренду ответственность за их содержание в исправном состоянии возлагается на арендатора.
1.5. В УМ, имеющих более 50 кранов различных моделей и типоразмеров, по согласованию с органом технадзора, ответственные за исправное состояние кранов могут быть назначены раздельно по группам кранов: гусеничным, пневмоколесным, автомобильным, на спецшасси автомобильного типа и т.п.
1.6. Назначение крановщиков должен осуществлять владелец кранов или арендатор (монтажное управление) при предоставлении кранов в аренду без крановщиков.
Если инструкцией завода-изготовителя или местными условиями предусматриваются помощники крановщиков, последние назначаются владельцем или арендатором крана.
1.7. При необходимости продолжить срок эксплуатации крана по истечении срока службы необходимо получить от органа технадзора разрешение на пуск его в работу на основании результатов внеочередного полного технического освидетельствования (если со дня предыдущего такого же освидетельствования прошло более 6 мес), проведенного владельцем крана.
2.1. Подъездные пути и дороги к монтажной площадке должны быть сооружены до начала строительно-монтажных работ и обеспечивать свободный доступ транспортных средств и кранов к монтируемым объектам.
2.2. Монтажная организация должна принять у специализированной строительной организации, ответственной за устройство подъездных путей и дорог к монтажной площадке, указанные пути и дороги. Эту приемку следует производить по акту в соответствии с рекомендуемым приложением 1. Акт сдачи оснований монтажной площадки и подъездных путей к ней следует предъявлять организации - владельцу кранов до установки на них кранов.
Примечание. Строительная организация должна принять на себя ответственность за содержание оснований на весь период производства монтажных работ, если в акте сдачи не оговорено, что ответственность за содержание подъездных путей и дорог к монтажной площадке и основания площадки возлагается на монтажную организацию.
2.3. При приемке основания площадки под краны лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или ИТР, назначенный руководством монтажной организации, должно удостовериться, что основание площадки:
способно выдерживать нагрузки, МПа: до 0,4-0,5 - для кранов грузоподъемностью до 25 т, 0,6-0,7 - свыше 25 до 63 т; 0,8-1,0 - 100-160 т и 1,2-1,8 - до 400 т;
обеспечивает необходимые для безопасной эксплуатации гусеничных и пневмоколесных кранов нормы ровности (см. п.2.5 и приложение 1);
устойчиво к влиянию местных климатических факторов (не теряет несущей способности при обильных осадках, сохраняет свою пригодность при сильных морозах или жаре и т.п.);
имеет необходимые по нормам поперечный и продольный профили, соответствующие требованиям п.2.5;
имеет водоотвод;
имеет соответствующие требованиям ППР ширину и толщину улучшенного поверхностного слоя, если таковой предусмотрен.
2.4. Земляное полотно, служащее основанием для покрытия (если оно предусмотрено), должно быть очищено от строительного мусора, льда, снега, посторонних предметов и растительного слоя почвы. Площадку земляного полотна необходимо спланировать в продольном и поперечном направлениях с уклоном в сторону водостока 0,008-0,01.
Илистые грунты, жирные глины, засоленные грунты и торф для возведения земляного полотна не допускаются.
Разрешается устраивать земляное полотно из насыпного грунта или из насыпного и основного грунтов.
2.5. Поперечный и продольный уклоны площадок под краны не должны превышать значений, указанных в инструкции по монтажу и эксплуатации для кранов с конкретным стреловым исполнением (с минимальной по длине стрелой или увеличенной длиной с помощью вставок или путем выдвижения), для подъездных путей продольный уклон не должен превышать 0,09. Ширина проезжей части подъездных путей должна быть не менее 4 м (для кранов грузоподъемностью более 40 т - не менее 4,5 м; более 100 т - не менее 6 м), ширина обочин - не менее 0,75 м. Поверхность площадки и подъездных путей должна быть ровной, без впадин, волн и бугров (см. приложение 1). Просвет под рейкой длиной 3 м в продольном и поперечном направлениях не должен превышать 30-50 мм.
Прочность основания площадок и путей следует проверять любым современным методом, в том числе ускоренным методом зондирования, приведенным в рекомендуемом приложении 2.
2.6. С оснований проездов, проходов и монтажных площадок весной, во время таяния, необходимо своевременно скалывать лед и убирать снег. Для участков дорог и площадок, подверженных действию паводковых вод, должен быть составлен генподрядной организацией, ответственной за содержание дорог и оснований площадок, план мероприятий с указанием перечня и объема работ, потребности в рабочей силе, материалах и транспортных средствах.
2.7. Монтажные площадки и подъездные пути к ним в необходимых случаях, отраженных в ППР или технологической карте, оборудуют инвентарными настилами из железобетонных, металлических, деревометаллических, деревянных и других плит и щитов (см. рекомендуемое приложение 3).
3.1. Безопасную эксплуатацию кранов при подъеме и перемещении оборудования и конструкций обеспечивают наличие, техническое состояние и правильное использование размещаемых на кране и вне его приборов и устройств безопасности, предусмотренных Правилами, СНиП III-4-80 и настоящими ВСН.
3.2. Установленный в кабине крана указатель угла наклона должен обеспечивать контроль не менее двух значений угла, в том числе наибольшего, указанного в паспорте крана или в инструкции завода-изготовителя (см. рекомендуемое приложение 4).
3.3. Эксплуатацию кранов при подъеме и перемещении тяжелого и крупногабаритного оборудования и конструкций необходимо проводить при обязательном контроле угла отклонения грузовых канатов от плоскости подъема либо с помощью устройств*, закрепляемых на кране, либо с помощью средств, размещаемых вне крана (см. рекомендуемое приложение 5).
________________
* Установку указанных средств (приборов, устройств) на краны производят по мере их выпуска.
3.4. Безопасный подъем и перемещение оборудования и конструкций краном с башенно-стреловым оборудованием (БСО) должен обеспечивать анемометр, отвечающий требованиям СНиП III-4-80.
3.5. Безопасный подъем и перемещение оборудования и конструкций краном с БСО должны обеспечивать средства контроля вылета маневрового гуська: либо устройства*, размещаемые на кране, либо устройства для измерения длины (например, рулетка и т.п.) вне его (см. рекомендуемое приложение 6).
________________
* Установку указанных средств (приборов, устройств) на краны производят по мере их выпуска.
3.6. Безопасную эксплуатацию кранов при подъеме и перемещении тяжелого и крупногабаритного оборудования и конструкций должны обеспечивать ограничители и указатели поворота поворотной платформы относительно ходовой части, находящиеся вне крана или на нем (см. рекомендуемое приложение 7).
3.7. Положение крана в горизонтальной плоскости следует обеспечивать с помощью средств для привязки крана к заданной в ППР или технологической карте точке на местности и ограничителей зоны работы крана, которые выполняют устройствами*, размещаемыми на кране или вне его. К последним относятся ограждения, вешки, указатели, реперы и т.п. (см. рекомендуемое приложение 8).
________________
* Установку указанных средств (приборов, устройств) на краны производят по мере их выпуска.
3.8. Безопасную эксплуатацию кранов в зоне воздушной ЛЭП должны обеспечивать средства, размещаемые на кране (в том числе прибор, включающий звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линии электропередачи*), или вне его - ограждения, указатели и т.п. (рекомендуемое приложение 9), или те и другие.
________________
* Установку указанных средств (приборов, устройств) на краны производят по мере их выпуска.
3.9. Безопасную эксплуатацию кранов на грунтовых основаниях должны обеспечивать средства контроля прочности грунтов и ровности поверхности основания в соответствии с требованиями п.2.5 настоящих ВСН (см. приложение 2).
4.1. Требования безопасности при движении кранов по дорогам
4.1.1. При движении крана по дорогам должны быть обеспечены безопасность сопровождающего машину персонала, сохранность машины, встречающихся на пути следования предметов, а также покрытия дороги.
4.1.2. При перемещении гусеничных кранов самоходом покрытие дороги должно отвечать требованиям проезда по ней машин с гусеничным ходом. Прочность грунтового основания, МПа: для кранов грузоподъемностью до 40 т не менее 0,25-0,3, до 100 т - 0,35-0,4, выше 100 т - 0,5-1,0. Ширина проезжей части дорог для этих кранов не менее 4, 4,5 и 6 м соответственно.
Разрешается проезд по бетонным, выложенным булыжником, плитами и т.п. дорогам. По асфальтированному покрытию проезд кранов грузоподъемностью более 25 т запрещается: необходимо принять специальные меры - производить подсыпку грунта (песка и т.п.), применять подстилающие устройства и т.д.
4.1.3. Перед движением самоходом с объекта на объект краны необходимо перевести в транспортное положение, отвечающее требованиям движения и транспортным габаритам и указаниям инструкции завода-изготовителя.
Перед началом движения необходимо:
проверить действие звуковых сигналов и освещения: наружного (фары, стоп-сигналы, сигналы поворота) и внутреннего (в кабине);
проконтролировать работу тормоза механизма передвижения;
застопорить тормоз механизма поворота;
проверить заправку систем питания, охлаждения и смазки, работу двигателя;
осмотреть и проверить стреловую лебедку, удерживающую рабочее оборудование в транспортном положении;
проверить давление в шинах (должно соответствовать транспортному режиму без груза);
проконтролировать рулевое управление или устройство для разворота ведомых колес;
проверить крепление выносных опор и техническое состояние шин.
Маршрут движения пневмоколесного крана с нагрузкой на ось более 120 кН необходимо предварительно согласовать с Госавтоинспекцией.
4.1.4. При буксировании пневмоколесного крана:
скорость движения не должна по горизонтальной дороге превышать 25 км/ч, вблизи строящихся объектов - 10 км/ч, на уклонах и поворотах - 5 км/ч;
стрела должна быть установлена по продольной оси при направлении оголовка в сторону ведущего моста;
при длительном транспортировании (несколько часов) следует систематически проверять состояние ходового оборудования. Степень затяжки гаек крепления колес и надежность работы тормоза следует проверить после преодоления первых (двух-трех) километров пути, а затем через каждые 20-25 км;
соединять кран с буксиром следует через буксировочные крюки и другие буксирные приспособления или раму крана. Буксировочный канат должен быть длиной 4-6 м.
4.2. Требования безопасности при монтаже и демонтаже кранов
4.2.1. После доставки крана на монтажную площадку на автотранспортных средствах, железнодорожным или водным транспортом следует, если это необходимо, в соответствии с инструкцией завода-изготовителя монтировать кран, а по окончании работ, если это необходимо, - демонтировать.