12.1. Подготовка к работам и выполнение измерений
12.1.1. До начала полевых работ подготавливают и оборудуют автомашину или другое транспортное средство для перевозки гравиметров.
12.1.2. Проверяют работоспособность батарей (напряжением 3,5 В), используемых для питания лампочки осветителя.
12.1.3. Не менее чем за 24 часа до начала рейса гравиметр должен быть введен в рабочий режим.
12.1.4. Не менее чем за 12 часов до начала рейса устанавливают рабочий диапазон гравиметра.
12.1.5. Перед началом наблюдений на исходном пункте каждого рейса, а также после перерыва больше чем на 30 минут, гравиметры подвергаются перевозке (тряске) в течение 20-30 минут.
12.1.6. Наблюдения на пункте начинают сразу по окончании начальной перевозки (тряски) и по истечении времени, равного времени становления отсчета (Приложение 32).
12.1.7. При привязке пунктов-спутников к основным пунктам 1 класса, как и вообще при привязке пунктов на открытом воздухе к пунктам, находящимся в помещении, может иметь место значительная разность температур на связываемых пунктах. Поэтому при работах в помещениях в этих случаях следует выполнять измерения возможно быстрее, чтобы гравиметры не успели заметно изменить свою температуру.
Для подобных привязок лучше использовать термостатированные гравиметры.
12.1.8. Измерения рекомендуется проводить с использованием отсчетной шкалы гравиметра в пределах от 1 до 14 оборотов микрометренного винта. Следует учитывать, что для различных приборов рабочий диапазон различен и устанавливается по результатам определения цены деления гравиметра методом наклона.
12.1.9. На всех пунктах одного и того же рейса, включая исходный пункт, гравиметры наблюдают в одном и том же порядке.
12.1.10. Необходимо стремиться к тому, чтобы интервалы времени между окончанием транспортировки гравиметров и моментами начала измерений по ним были на всех пунктах одинаковыми.
12.1.11. В течение рейса наблюдения с данным гравиметром на всех пунктах, включая исходный, должен выполнять один и тот же наблюдатель.
12.2. Выполнение измерений на пунктах
12.2.1. В течение данного рейса запрещается:
- перефокусировать окуляр трубы отсчетного устройства гравиметра;
- сдвигать шкалу окуляра;
- поворачивать окуляр;
- изменять настройку диапазона гравиметра;
- заменять электролампу освещения поля зрения окуляра.
12.2.2. Не допускается попадания прямых солнечных лучей на прибор; наблюдения проводят либо под топографическим зонтом, либо в специальной малой раскладной палатке.
12.2.3. На пункте выполняют не менее трех совмещений подвижного индекса маятника с нулевым штрихом шкалы окуляра.
12.2.4. Для исключения влияния люфта микрометренного винта и отсчетного устройства совмещения подвижного индекса маятника с нулевым штрихом всегда выполняют вращением микрометренного винта только в одну сторону - в сторону завинчивания.
12.2.5. Процесс измерений заключается в следующем:
- вращением микрометренного винта совмещают изображение подвижного индекса маятника с нулевым штрихом шкалы окуляра, при этом нулевой штрих должен быть в середине светлой полосы изображения подвижного индекса маятника;
- записывают показания отсчетного устройства в журнал наблюдений;
- записывают время начала наблюдений по гравиметру;
- вращением микрометренного винта в сторону вывинчивания отводят подвижный индекс маятника от нулевого штриха шкалы на 5-10 делений барабана;