а) Основные пункты 1 класса
2.2.1. Построение сети основных пунктов 1 класса осуществляют исходя из следующих принципов:
- основные гравиметрические пункты 1 класса размещают по возможности равномерно на расстоянии 250-400 км один от другого;
- для измерения ускорения силы тяжести применяют баллистические гравиметры типа ГБЛ, маятниковые приборы типа "Агат" и статические гравиметры;
- при определении основных пунктов 1 класса относительными методами исходными служат фундаментальные пункты или основные пункты 1 класса, непосредственно связанные с ГГП и не менее чем с двумя другими фундаментальными пунктами;
- связи основных пунктов 1 класса должны образовывать замкнутые полигоны с числом вершин не более пяти; полигоны строятся таким образом, чтобы число передач значений силы тяжести от ГГП до любого основного пункта 1 класса не превышало трех;
- основные пункты, являющиеся третьими от ГГП по числу передач к ним значений ускорения силы тяжести, связываются непосредственно с подобными же (третьими) в других полигонах.
Необходимое число и размещение таких межполигональных связей устанавливается при составлении технического проекта.
Фрагмент построения сети основных пунктов 1 класса, построение маятниковых связей и построение гравиметровых рейсов показаны в Приложениях 1.1, 1.2 и 1.3 Инструкции.
2.2.2. Как правило, основные пункты 1 класса размещают в капитальных зданиях. Исключения допускают лишь в малонаселенных местностях, где пункты можно размещать во временных помещениях или на открытом воздухе.
2.2.3. Каждый основной пункт 1 класса сопровождается пунктом-спутником, размещенным в ближайшем аэропорту на расстоянии, не превышающем 60 км, и контрольными реперами (п.5.2 Инструкции).
Если основной пункт находится вблизи морского порта, то в нем также размещается пункт-спутник.
Пункты-спутники предназначаются для удобства связи пунктов 1 класса с пунктами 2 и 3 классов. Кроме того, пункт-спутник обеспечивает сохранение значения ускорения силы тяжести в случае утраты основного пункта 1 класса.
Требования к размещению основных пунктов 1 класса и их пунктов-спутников изложены в главе 4 Инструкции.
2.2.4. При применении маятниковых комплексов для измерений значения ускорения силы тяжести передают от исходного пункта А на определяемые пункты В, С, Д, Е по схеме А-В-А или А-В-С С-В-А. Программа и правила наблюдений на пункте изложены в главах 8 и 10 Инструкции.
2.2.5. В случае применения гравиметров связь двух пунктов осуществляют по схеме простой петли А-В-А, а если в рейсе определяют более одного пункта, то применяют схему двойной петли А-В-А-В-С-В-С .
2.2.6. При применении гравиметров используют не менее 3-х приборов, а число приборо-связей устанавливают в зависимости от паспортной точности прибора. Измерения каждого выполняют в разные дни.
2.2.7. Связь основных пунктов 1 класса со своими пунктами-спутниками выполняют при помощи гравиметров ГНУ-КВ, Содин, Синтрекс или аналогичными им по точности гравиметрами по правилам, изложенным в главе 12 Инструкции, или в соответствующих инструкциях по эксплуатации аппаратуры.
2.2.8. Средняя квадратическая погрешность определения разности значений ускорения силы тяжести между двумя связываемыми основными пунктами 1 класса, или между одним из них и фундаментальным пунктом, при определении комплектом любой аппаратуры (маятниками или гравиметрами) не должна превышать 0,04 мГал. Аналогичная погрешность по одному маятниковому прибору комплекса не должна превосходить 0,07 мГал, а по гравиметру - 0,09 мГал. Эти погрешности вычисляют как средние квадратические величины средних квадратических погрешностей связей двух смежных пунктов, полученных не менее чем по пяти последовательным связям, выполненным данной бригадой, и вычисленных по методике, изложенной в главе 14 Инструкции.
Расхождение результатов измерений, полученных по различным приборам комплекта, не должно превосходить для маятников 0,15 мГал, а для гравиметров - 0,20 мГал.
2.2.9. Ср. кв. погрешность среднего результата связи основных пунктов 1 класса со своими пунктами-спутниками и ранее определенными пунктами 1 класса (в радиусе 60 км) не должна превышать 0,02 мГал.
2.2.10. В случае выхода из строя в рейсе одного из приборов маятникового комплекса материалы измерений в этом рейсе могут быть приняты, если удовлетворяются все остальные требования данной инструкции к точности результатов.
2.2.11. Если основной пункт 1 класса имеет 2 или более пунктов-спутников, необходимо образовать из всех соответствующих связей замкнутый полигон, что позволяет независимо проконтролировать выполнение привязок пунктов-спутников к основному пункту.
2.2.12. Допустимые невязки в полигонах, образованных связями основных пунктов 1 класса, вычисляют по формуле
мГал,
где - число сторон полигона.
2.2.13. Средняя квадратическая погрешность уравненного значения силы тяжести для основных пунктов 1 класса в принятой общегосударственной системе в целом по сети не должна превышать 0,03 мГал, а для отдельных пунктов - 0,05 мГал.