Статус документа
Статус документа

Методические указания по организации работы по технике безопасности и производственной санитарии на электростанциях и в сетях

2.6. Обучение персонала и проверка знаний правил техники безопасности

2.6.1. Для различных категорий персонала, обслуживающего оборудование на энергетических предприятиях, ПТЭ и Руководящими указаниями установлены определенные виды и методы производственного обучения, в том числе курсовое обучение, техническая и экономическая учеба, инструктажи, тренировки, а также самостоятельное изучение персоналом правил, инструкций, обучение на полигонах и тренажерах и т.д. При обучении персонала технике безопасности применяются все эти виды и методы обучения по специальным программам. Вопросы техники безопасности, производственной санитарии и радиационной безопасности включаются также в программы производственного обучения. В программы должны включаться вопросы трудового законодательства, общие вопросы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и радиационной безопасности, изучение директивных материалов по технике безопасности и производственной санитарии, правил техники безопасности при обслуживании различного технологического оборудования, электробезопасность, обучение методам оказания доврачебной помощи пострадавшим (в первую очередь - методам непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом "изо рта в рот" на манекенах), вопросы гигиены труда, рациональные режимы труда и отдыха, эргономические требования к рабочему месту и т.д.

2.6.2. При проведении тренировок у персонала должны вырабатываться четкие приемы безопасной работы, умение оказать помощь пострадавшему, воспользоваться аптечкой, правильно и безопасно освободить пострадавшего, попавшего под действие электрического тока, и др.

2.6.3. Персонал, обслуживающий объекты, подконтрольные Госгортехнадзору СССР и другим органам государственного надзора, а также Министерству путей сообщения и к которым предъявляются повышенные требования по технике безопасности, обучается и допускается к работе в порядке, установленном этими организациями.

2.6.4. Проверка знаний персонала после обучения, а также периодические проверки знаний правил техники безопасности, радиационной безопасности и т.д. проводятся в сроки, устанавливаемые ПТЭ и Руководящими указаниями. Объем проверки определяется руководством предприятия.

2.6.5. Внеочередные проверки знаний персонала по технике безопасности проводятся в соответствии с Руководящими указаниями:

- при вводе в действие новых правил техники безопасности и радиационной безопасности или их изменении;

- при назначении впервые на работу в качестве лица, осуществляющего надзор за эксплуатацией объектов, подведомственных органам государственного надзора (Госгортехнадзор и др.);

- при переводе на другую работу;

- по требованию вышестоящих организаций и контролирующих органов;

- после грубых нарушений требований техники безопасности и радиационной безопасности, могущих повлечь или повлекших за собою несчастные случаи;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования или изменении технологического процесса;

- после длительного перерыва в работе дежурного персонала.

При вводе или пересмотре новых правил, нового оборудования или технологического процесса должно быть организовано изучение вновь вышедших или пересмотренных правил, технологических схем оборудования, инструкций и т.д.

Программированный метод обучения с применением машин-экзаменаторов  

2.6.6. Программированный метод обучения персонала энергопредприятий с применением машин-экзаменаторов имеет ряд преимуществ, основные из которых следующие:

а) процесс обучения и накопления знаний происходит более быстро, качество обучения улучшается, изучаемый материал прорабатывается более основательно, углубленно;

б) не затрачивается непроизводительно инженерно-технический труд на устный опрос персонала при проверке знаний правил и инструкций;

в) исключается субъективный подход к проверяемому при выставлении оценки знаний;

г) исключается повторение вопросов.

2.6.7. При программированном методе обучения должны применяться машины-экзаменаторы, на изготовление которых имеются утвержденные соответствующим органом технические условия.

Машины-экзаменаторы, применяемые при программированном методе обучения, обладают следующими характеристиками:

а) дают возможность обучающемуся фиксировать ответы на вопросы;

б) автоматически и незамедлительно отмечают правильность ответа, обеспечивая самоконтроль в процессе обучения.

2.6.8. При программированном методе обучения весь изучаемый материал должен быть разбит на небольшие части. Каждая часть должна быть представлена в виде последовательной цепи вопросов, касающихся существа изложенной темы. После проработки каждой части изучаемого материала обучающийся должен ответить на контрольные вопросы с вариантами ответов с помощью машин-экзаменаторов. При этом обучающемуся немедленно сообщается, правильно ли он ответил.

После успешного усвоения одной части материала обучающийся может приступить к изучению следующей части.

2.6.9. Экзамены проводятся по окончании изучения всего материала и предварительной проверки званий на машине-экзаменаторе.

2.6.10. При предварительной проверке положительная оценка знаний, выставляемая машиной или с ее помощью, может служить основанием для проведения экзамена.