ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ
9.1. Основное помещение школы - класс - учебный кабинет - должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.
Помещение должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.
Помещения 1-8 (9) классов следует оборудовать одноместными легкими ученическими столами и, как правило, встроенными шкафами, а также дополнительным мобильным оборудованием для решения проблем гибкой организации пространства с целью активизации форм обучения.
*9.2 Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях приведены в приложении Н и должны приниматься в сантиметрах:
П - между рядами двухместных и спаренных столов не менее 60;
П1 - между рядами одноместных столов не менее 50;
П2 - между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70;
П3 - между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее 160;
П4 - между передними столами и демонстрационным столом не менее 60;
P1 - от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной расстановке не менее 280;
Р2 - от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 100;
Р3 - от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) не менее 140;
Р5 - между группами столов не менее 140;
Д1 - между столами в ряду не менее 50;
Д2 - между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 80;
У - наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 860.
Высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для всех классов 80-90 см. Угол рассматривания классной доски принимается не менее 35° для учащихся II-III ступени школы и не менее 45° - для школьников I ступени.
Расчетная длина классной доски 300 см.
Расчетная точка положения ученика: середина ученического места первого крайнего ряда столов.
9.3. Размещение мебели и оборудования для фронтальных, фронтально-групповых и групповых форм ведения уроков в основных учебных помещениях показаны на рис.1-3 приложения Н к настоящим нормам.
ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
9.4. Естественное освещение помещений школ следует проектировать в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 и СНиП 23-05.
*9.5. Все основные учебные помещения должны иметь КЕО не менее 1,5 на поверхности учебных столов и освещаться, как правило, боковым левым светом. Для организации мобильных форм ведения урока необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света (комбинированного: сочетания верхнего с боковым) или дополнительное искусственное освещение в глубине помещения - вне зоны основных учебных столов.
*9.6. Допускается проектировать без естественного освещения, только с искусственным:
- коммуникации и коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями;
- умывальные, душевые и уборные при спортивных залах и бассейне, уборные персонала, комнаты личной гигиены женщин;
- радиоузлы, кино- фотолаборатории, помещения для замкнутых систем телевидения, книгохранилище, кладовые;