ТСН 31-306-2004 г. Москвы (МГСН 4.06-03) Общеобразовательные учреждения (с Изменениями на 21.12.2021)

9. ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ ЗДАНИЙ


ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ

9.1. Основное помещение школы - класс - учебный кабинет - должно отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств.

Помещение должно включать рабочую зону учащихся, рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, личных вещей учащихся, зону для групповой работы и для индивидуальных занятий учеников (особо успевающих и неуспевающих) и возможности активной деятельности. Эти зоны как сумма пространств должны обеспечивать оптимальные условия обучения.

Помещения 1-8 (9) классов следует оборудовать одноместными легкими ученическими столами и, как правило, встроенными шкафами, а также дополнительным мобильным оборудованием для решения проблем гибкой организации пространства с целью активизации форм обучения.

*9.2 Проходы и расстояния между оборудованием в основных учебных помещениях приведены в приложении Н и должны приниматься в сантиметрах:

П - между рядами двухместных и спаренных столов не менее 60;

П1 - между рядами одноместных столов не менее 50;

П2 - между рядами столов и наружной продольной стеной не менее 70;

П3 - между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее 160;

П4 - между передними столами и демонстрационным столом не менее 60;

P1 - от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной расстановке не менее 280;

Р2 - от задних столов до задней стены (перегородки) не менее 100;

Р3 - от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены (перегородки) не менее 140;

Р5 - между группами столов не менее 140;

Д1 - между столами в ряду не менее 50;

Д2 - между столом преподавателя и передними столами учащихся не менее 80;

У - наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в учебном помещении 860.

Высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для всех классов 80-90 см. Угол рассматривания классной доски принимается не менее 35° для учащихся II-III ступени школы и не менее 45° - для школьников I ступени.

Расчетная длина классной доски 300 см.

Расчетная точка положения ученика: середина ученического места первого крайнего ряда столов.

9.3. Размещение мебели и оборудования для фронтальных, фронтально-групповых и групповых форм ведения уроков в основных учебных помещениях показаны на рис.1-3 приложения Н к настоящим нормам.     

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

9.4. Естественное освещение помещений школ следует проектировать в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 и СНиП 23-05.

*9.5. Все основные учебные помещения должны иметь КЕО не менее 1,5 на поверхности учебных столов и освещаться, как правило, боковым левым светом. Для организации мобильных форм ведения урока необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света (комбинированного: сочетания верхнего с боковым) или дополнительное искусственное освещение в глубине помещения - вне зоны основных учебных столов.

*9.6. Допускается проектировать без естественного освещения, только с искусственным:

- коммуникации и коридоры, не являющиеся рекреационными помещениями;

- умывальные, душевые и уборные при спортивных залах и бассейне, уборные персонала, комнаты личной гигиены женщин;

- радиоузлы, кино- фотолаборатории, помещения для замкнутых систем телевидения, книгохранилище, кладовые;