ТСН 31-306-2004 г. Москвы (МГСН 4.06-03) Общеобразовательные учреждения (с Изменениями на 21.12.2021)

5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ СОСТАВУ
УЧАСТКА ТЕРРИТОРИИ


*5.1. Здания образовательных организаций следует размещать на обособленных участках территории с учетом перспективного развития жилого района и санитарно-защитных зон существующих и проектируемых объектов. Площади земельных участков следует принимать в соответствии с нормативами градостроительного проектирования города Москвы в области образования.

Расстояние от здания образовательной организации до красной линии магистральных улиц и до стен жилых домов следует принимать согласно СП 42.13330.2016 (пункт 10.6 и таблица 10.4).

На этапах проектирования зданий образовательных организаций необходимо проведение расчета ожидаемых уровней физического воздействия шума на атмосферный воздух с целью соблюдения санитарно-гигиенических требований. В случае превышения допустимых значений необходимо разработать мероприятия по снижению уровней шума до нормативных значений с обоснованием эффективности.

(Измененная редакция, Изм).

*5.2. На участках территории общеобразовательных учреждений следует предусматривать деление на следующие функциональные части: физкультурно-спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.

5.3. Площади функциональных частей участков территории общеобразовательных учреждений рекомендуется принимать по расчетным показателям на 1 класс, приведенным в приложении Д настоящих норм.

В случаях размещения здания в условиях затесненной застройки состав частей участка уточняется заданием на проектирование по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

5.4. В физкультурно-спортивной части участка рекомендуется предусматривать: легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 250 м, баскетбольную, волейбольную и теннисную площадки, гимнастические площадки для младших и старших классов, комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков.

Допускается принимать легкоатлетическое спортядро с круговой беговой дорожкой длиной 200 м - для основных школ и с круговой беговой дорожкой длиной 333 м - для общеобразовательных учреждений, осуществляющих сетевую функцию, с числом параллелей старших классов не менее 3-х.

Допускается уменьшать физкультурно-спортивную часть участка на площадь легкоатлетического спортядра, с сохранением остальных элементов спортзоны, при условии использования спортядра микрорайона или района, размещенного в пределах 1,0-1,2 км или пешеходной доступности, для проведения спортивных занятий школьников. В старших профильных школах допускается увеличивать удельное количество спортзалов из расчета обслуживания учащихся окружающих школ.

*5.5. Физкультурно-спортивную часть участка не допускается размещать со стороны окон классных помещений. Располагать ее следует за полосой зеленых насаждений (включающих деревья и кустарники). Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятия другими видами физкультурно-спортивных занятий - на расстоянии не менее 15 м. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

5.6. Учебно-опытная часть участка должна составлять не более 25% общей площади участка. В нее рекомендуется включать: отдел начальных классов, отдел полевых и овощных культур, отдел плодового сада и питомника, отдел цветочно-декоративных растений, отдел коллекционно-селекционной работы, теплицу с зооуголком, парники, географическую площадку, площадку для занятия биологией на воздухе (с навесом).

В условиях дефицита территории допускается сокращать учебно-опытную часть участка до величины, минимально необходимой для обеспечения учебного процесса, при условии обязательного устройства специального павильона для коллекционно-селекционной работы.

Для школ с биологическим уклоном допускается расширять номенклатуру закрытых сооружений (парники, теплицы, оранжереи, сооружения для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники и т.д.)

5.7. Для отдыха на участке рекомендуется предусматривать:

1). Площадки для подвижных игр учащихся начальной школы (2-4 классы) принимаются из расчета 100 м на каждый класс, а для детей 6-летнего возраста (1 классы) не менее 180 м (7,2 м на одного ученика) с теневыми навесами и малыми игровыми формами; для основной школы (5-9 классы) - 25 м на каждый класс;

2). Площадки для тихого отдыха основной школы принимаются для 75% учащихся из расчета 25 м на каждый класс.

Для учащихся старших классов зоной отдыха служат площадки спортзоны.

5.8. При уменьшении общей площади участка без изменения должны сохраняться размеры легкоатлетического ядра, спортивных площадок и площадок для подвижных игр.

5.9. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой и вблизи учебно-опытной зоны. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования. Допускается также размещать хозяйственные кладовые в цокольном этаже или подвале здания школы с отдельным выходом наружу. Состав и площади хозяйственных построек определяются заданием на проектирование.

*5.10. Площадь озеленения должна составлять не менее 50% общей площади участка общеобразовательного учреждения.

В площадь озеленения должны включаться также площади зеленых насаждений учебно-опытной зоны, физкультурно-спортивной и зоны отдыха, газонов, защитных полос и изгородей из кустарников.

Не допускается применять для озеленения ядовитые и колющие растения.

*5.11. На участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям, а также возможность объезда вокруг зданий. Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию. На периферии участка или вблизи от него следует предусматривать стоянку автомашин для педагогов и сотрудников с соблюдением требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 к количеству машино-мест и расстоянию до границ участка общеобразовательных учреждений.

*5.12. Участки территории общеобразовательных учреждений должны иметь ограждение по всему периметру, высотой не менее 1,5 м в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1178-02 и иметь предохранительные устройства, препятствующие выбеганию учащихся на проезжую часть улицы со стороны входа в здание. Вдоль ограждения следует предусматривать полосу зеленых насаждений с посадкой деревьев и кустарников.

*5.13. Участок должен быть обустроен малыми архитектурными формами, освещен; иметь твердые (мощеные) покрытия проездов, дорожек и площадок.

Освещенность участка следует принимать по СНиП 23-05 (табл.13).

5.14. При размещении зданий на затесненных (меньше нормативной величины) участках допускается проектировать эксплуатируемые кровли, "поднимать" отдельные части здания до уровня второго этажа, для устройства крытых площадок отдыха и т.п.