ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ РОСГИДРОМЕТА
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ
(ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ И ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ) ЯВЛЕНИЙ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Порядок разработан УРСА, ТУ Росгидромета. Разработчиками являются А.А.Добровольский, Н.А.Майорова, В.А.Мартыщенко, В.Н.Страшный, В.А.Тренин, В.Л.Ферберов, Б.И.Филин.
Настоящий Порядок утвержден приказом Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 15.10.99 N 104 и отменяет действие РД 52.88.340-93 │Положение о порядке действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, обнаружении экстремально высокого загрязнения окружающей среды и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий".
Настоящий Порядок устанавливает обязанности и действия территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и оперативно-производственных организаций (ОПО) Росгидромета:
- по составлению и передаче экстренной информации об угрозе возникновения и возникновении опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений;
- по сбору сведений и передаче информации о последствиях опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.
Источник ЧС - опасное природное явление, опасное техногенное происшествие или авария.
Опасное природное (гидрометеорологическое и гелиогеофизическое) явление (ОЯ) - гидрометеорологическое (гелиогеофизическое) явление, которое по своему значению, интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики.
АМСГ | - авиаметеорологическая станция | |||
АМЦ | - авиаметеорологический центр | |||
АППИ | - автономный пункт приема спутниковой информации | |||
ВС | - военизированная служба по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета | |||
ВСВ | - всемирное скоординированное время (равное среднему гринвичскому времени) | |||
ГМБ | - гидрометеорологическое бюро | |||
ГМО | - гидрометеорологическая обсерватория | |||
ГМЦ | - гидрометеорологический центр | |||
КА | - космический аппарат | |||
МЧС России | - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | |||
МРЛ | - метеорологический радиолокатор | |||
НИУ | - научно-исследовательские учреждения | |||
НИЦ | - научно-исследовательский центр | |||
ОКП | - околоземное космическое пространство | |||
ОПО | - оперативно-производственная организация | |||
Росавиакосмос | - Российское авиационно-космическое агентство | |||
Росгидромет | - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |||
РЦ | - региональный центр | |||
РПЛЦ | - региональный противолавинный центр | |||
РЦПОД | - региональный центр приема и обработки спутниковых данных Росгидромета | |||
СКЛ | - солнечные космические лучи | |||
ТУ | - Техническое управление Росгидромета | |||
УГМС | - межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |||
УМЗ | - Управление мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета | |||
УРСА | - Управление работ федерального назначения в области гидрометеорологии, государственной наблюдательной сети, Арктики и Антарктики Росгидромета | |||
УСНК | - Управление по работе с субъектами Российской Федерации, активных воздействий и государственного надзора, кадров и учебных заведений Росгидромета | |||
ЦГМС | - областной (республиканский, краевой, окружной и др.) центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета |
3.1 Важнейшей задачей ОПО Росгидромета является прогнозирование и обнаружение ОЯ, предупреждение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, отраслей экономики и населения об этих явлениях с целью предотвращения гибели людей и снижения экономического ущерба.
3.2 В соответствии с настоящим Порядком в Росгидромете действуют следующие ОПО:
- гидрометеорологические центры (ГМЦ) УГМС;
- областные (республиканские, краевые, окружные и др.) центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС);
- Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (МосЦГМС);
- Гидрометеорологическое бюро г. Москвы и Московской области (Московское ГМБ);
- гидрометеорологические обсерватории (ГМО);
- гидрометеорологическое бюро (ГМБ);
- авиаметеорологические центры и станции (АМЦ и АМСГ);
- гидрометеорологические станции, в том числе снеголавинные и селестоковые;
- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы (ВС) Росгидромета;
- региональные противолавинные центры (РПЛЦ);
- специализированные центры (цунами и др.);
- научно-исследовательские организации, участвующие в оперативном обслуживании потребителей (Гидрометцентр России, ИПГ, ААНИИ и др.).
3.3 На основании настоящего Порядка в УГМС разрабатывается "Порядок действий дежурных смен ОПО УГМС при угрозе возникновения и возникновении ОЯ". В нем должны содержаться перечень ОЯ, их критерии, перечень и последовательность действий дежурных прогнозиста и наблюдателя, а также порядок передачи предупреждений и оповещений об ОЯ.
Разработанный в УГМС Порядок представляется в Росгидромет (УРСА) и Гидрометцентр России.
Изменения и дополнения в Порядок вносятся письменными указаниями начальника УГМС. Обо всех изменениях и дополнениях извещаются Росгидромет (УРСА) и Гидрометцентр России.
3.4 В каждом ОПО УГМС разрабатывается "Инструкция действий дежурной смены" (далее - Инструкция), в которой должны быть отражены:
- зона ответственности данной ОПО применительно к существующему административно-территориальному делению (если данная ОПО работает не в круглосуточном режиме, указывается время ее ответственности в течение суток и заменяющий ее орган);
- перечень и критерии ОЯ;
- схема доведения экстренной информации об ОЯ ("Схема штормового предупреждения и оповещения об ОЯ") и каналы (средства) связи, используемые при доведении информации до потребителей.
Схема доведения экстренной информации об ОЯ согласовывается с администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации и утверждается начальником ЦГМС (ГМЦ УГМС).
Согласованная и утвержденная Инструкция, а также все последующие ее изменения представляются в УГМС.
3.5 В ОПО, привлеченных к выполнению наблюдений за ОЯ (гидрометеорологические станции и посты), должен быть разработан "Порядок действий персонала станции при возникновении ОЯ".
4.1 К опасным природным гидрометеорологическим явлениям относятся метеорологические, агрометеорологические, гидрологические и морские явления, воздействие которых может привести к гибели людей, нанести значительный ущерб отраслям экономики.
4.2 Гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении критических значений или характеристик гидрометеорологических величин (критериев). Типовой перечень ОЯ приведен в приложении 1.
4.3 На основании приложения 1 УГМС разрабатывают (уточняют) перечень ОЯ по территории обслуживания субъектов Российской Федерации, входящих в УГМС, с учетом местных особенностей природно-климатических и экономических условий.
При уточнении перечня и критериев ОЯ следует учитывать, что критическое значение гидрометеорологической величины или интенсивность явления должны быть нехарактерными (редкими) для данной территории или времени года, а климатическая повторяемость явлений должна составлять не более 10% и что они представляют угрозу безопасности людей и могут нанести значительный ущерб отраслям экономики.
5.1 В качестве параметра для классификации радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве (ОКП) принимается плотность потока заряженных частиц в см/с, проникающих за защиту толщиной 1 г/см алюминия (протоны с энергией > 30 МэВ, электроны с энергией > 2 МэВ).
Значения плотности потока берутся в полярных зонах (полярных шапках) магнитосферы Земли или вне магнитосферы.
5.2 Резкое ухудшение радиационной обстановки в ОКП классифицируется как неблагоприятное явление при условии, что плотность потока протонов солнечных космических лучей (СКЛ) находится в пределах 5·10-5·10 см/с (при постоянных значениях =5·10 см/с в полярных шапках доза излучения, обусловленная СКЛ, на орбите высотой 300-500 км при угле наклона 52° за защитой 1г/см составит 1-25 рад в сутки в зависимости от степени возмущенности магнитосферы
).
5.3 Резкое ухудшение радиационной обстановки при условии >5·10 см/с классифицируется как опасное природное гелиогеофизическое явление.
5.4 Резкими изменениями ионосферы, способными привести к значительным нарушениям условий распространения радиоволн, являются:
- появление и сохранение в течение 3 ч подряд отрицательных отклонений более 50% от медианных значений критических частот слоя F2;
- появление поглощения в полярной шапке (явление ППШ) по риометрическим данным, превосходящего 3 дБ в течение не менее 3 ч. При отсутствии оперативных риометрических данных считать эквивалентным указанному критерию появление (по измерениям на ИСЗ "Метеор") потоков протонов (>15 МэВ) в высоких широтах при >10 см/с;
- появление полного замирания сигналов в коротковолновом диапазоне по наблюдениям методом измерения поглощения на наклонных трассах в течение не менее 20 мин.
6.1 Штормовые предупреждения (прогнозы возникновения ОЯ) составляются прогностическими органами Росгидромета по районам своей ответственности на основании детального анализа аэросиноптических материалов и информации, получаемой от сети станций и постов, в том числе ведомственной, а также от технических средств и метеорологических спутников.