Статус документа
Статус документа

РД 52.11.646-2003 Методические указания. Проведение работ по искусственному увеличению осадков из слоистообразных облаков

     4.2 Технические средства

4.2.1 Для внесения реагентов в облака используются самолеты, оборудованные соответствующими техническими устройствами и приборами.

Засев облаков с самолета твердой углекислотой выполняется с помощью специальных устройств через предусмотренные для этого отверстия в виде шахт в корпусе самолета. В разные периоды для этого использовалось несколько видов экспериментальных автоматических устройств, обеспечивающих дозированный сброс в облака гранул CO  с расходом от 0,1 до 10 кг/мин. Гранулы с размерами от 0,2 до 2,0 см получают непосредственно на борту самолета путем дробления загруженных перед полетом промышленных брикетов льда (например, с помощью автоматической дозирующей установки АДГ-1) либо на земле с помощью специальных углекислотных комплексов из промышленной жидкой углекислоты. До начала использования гранулы (или брикеты) хранятся на борту самолета в термоизолированных контейнерах. Диспергирование гранул осуществляется с помощью бункерных или шнековых устройств или специальных дозирующих установок (экспериментальная самолетная дозирующая установке (СДУ) для диспергирования гранул без разгерметизации самолета была, например, разработана для самолета-метеолаборатории ЦАО Ан-26 "Циклон").

При эпизодическом использовании для работ по АВ с целью ИУО арендованных самолетов без специального оборудования сброс гранул CO производится через шахтное устройство вручную, с помощью мерной емкости, обеспечивающей возможность регулирования расхода углекислоты.

4.2.2 Для засева облаков аэрозолем йодистого серебра самолеты оборудуются автоматическими устройствами КДС-155 и АСО-2И, осуществляющими отстрел содержащих йодистое серебро пиропатронов ПВ-50 и ПВ-26 соответственно.

4.2.2.1 Комплект автоматического устройства КДС-155, предназначенного для отстрела пиропатронов ПВ-50, включает в себя 4 кассетных держателя патронов по 15 стволов в каждом (всего 60 стволов), пульт управления и распределительное устройство. В устройстве предусмотрена возможность ручного и автоматического управления отстрелом пиропатронов в следующих режимах:

- отстрел единичных пиропатронов;

- отстрел пиропатронов любыми сериями с интервалом между последовательными отстрелами от 0,05 до 0,50 с;

- залповый отстрел всех патронов комплекта.

Масса отстреливаемой пиротехнической шашки с йодистым серебром составляет от 300 до 450 г в зависимости от состава пиротехнической смеси. При отстреле предусмотрена задержка начала горения пиросостава на 8 или 25 с, при котором выделяются искусственные ядра кристаллизации. Это позволяет осуществлять эффективный засев облаков с самолета, летящего на высоте 1200 м выше верхней границы облачности.

4.2.2.2 Автомат АСО-2И для отстрела пиропатронов ПВ-26 состоит из двух балок, в каждой из которых имеется по 32 ствола-держателя пиропатронов 26-миллиметрового калибра, и системы управления, которая также предусматривает как отстрел единичных пиропатронов, так и отстрел пиропатронов сериями с регулируемым интервалом внутри серии от 0,3 до 1,0 с. Масса отстреливаемой пиротехнической шашки составляет при этом около 30 г. Время горения пиросостава равно приблизительно 60 с, а протяженность трассы горения составляет 1500 м.

4.2.3 Для засева облаков мелкодисперсными ледяными частицами с использованием жидкого азота в ЦАО был разработан генератор мелкодисперсных частиц льда авиационный (ГМЧЛ-А). Принцип действия генератора заключается в том, что путем создания избыточного давления в емкостях с жидким азотом обеспечивается подача азота по системе трубопроводов в установленный за бортом самолета распылитель, через который он выводится в атмосферу и создает в ней факел глубоко охлажденного воздуха с температурой ниже минус 90 °С. Атмосферная влага, попадающая в этот факел, мгновенно кристаллизуется за счет сильного охлаждения.

Масса заливаемого в емкости генератора жидкого азота составляет 96 кг, при необходимости основной ресурс может быть увеличен путем дополнительной загрузки на борт самолета еще нескольких стандартных контейнеров типа СК-40 (сосуды Дьюара) с азотом. Ниже представлены основные характеристики азотного генератора ГМЧЛ-А, экспериментальная партия которых была выпущена ЗАО "ЛИИ Спецавиатех Конвед 10" по заказу ЦАО:     

Габаритные размеры, мм

860х600х1650

Масса незаправленного генератора, кг

83

Масса заливаемого жидкого азота, кг

96

Напряжение питания постоянного тока, В

27

Потребляемая мощность, Вт, не более

160

Расход реагента, г/с

15х3

Время выхода на рабочий режим, мин

30

Выход ядер кристаллизации, ядер/г

4.2.4 В настоящее время для АВ на облака применяются самолеты-метеолаборатории, создаваемые на базе серийных самолетов типа Ил-18, Ан-12, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Як-40, которые оснащаются необходимыми средствами внесения реагентов в облака, приборами и оборудованием для измерения навигационных характеристик полета, основных термодинамических параметров атмосферы, оптических и микрофизических характеристик облаков, радиолокационных и радиометрических параметров облачности. Основные летно-технические характеристики самолетов-метеолабораторий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика

Значения характеристики для самолетов типа

Ил-18

Ан-12

Ан-26

Ан-30

Ан-72

Як-40

Взлетная масса, кг

61000

61000

24000

21000

33000

16000

Крейсерская скорость, км/ч

617

590

430

430

550

510

Практический потолок, м

10000

9800

7300

7300

11800

8000

Максимальная дальность полета при максимальном запасе топлива, км

4270

4560

2340

2550

4400

1250

Максимальная полезная нагрузка, кг

13500

20000

4100

5500

10000

3200



4.2.4.1 К концу 1970-х годов совместными усилиями ЦАО, ряда других институтов Госкомгидромета, конструкторских бюро Министерства авиационной промышленности и ряда предприятий и заводов различных ведомств была создана серия самолетов-метеолабораторий серии "Циклон" на базе Ил-18, Ан-12, которые были оснащены необходимыми средствами введения реагентов в облака и комплексами измерительной аппаратуры. Самолет Ил-18 "Циклон" был оборудован комплексом приборов для измерения навигационных характеристик, основных термодинамических параметров атмосферы, микрофизических облачных характеристик, а также их радиолокационных и радиометрических параметров. Он предназначался для широкого круга исследований атмосферы и облаков. В то же время на его борту было установлено (в нижней части фюзеляжа) 3 комплекта устройств типа КДС-155 и 3 комплекта устройств типа АСО-2И, предназначенных для отстрела 180 пиропатронов ПВ-50 и 192 пиропатронов ПВ-26 соответственно.

На каждом из самолетов Ан-12 "Циклон" было смонтировано по 7 установок КДС-155 (на 420 пиропатронов ПВ-50) и по 4 комплекта АСО-2И (на 256 пиропатронов ПВ-26). Кроме этого на самолетах Ан-12 были установлены устройства для дозированного сброса твердой углекислоты и контейнеры для ее хранения.

Продолжительность полета самолетов Ан-12 и Ил-18 составляла более 8 ч, в связи с чем эти самолеты могли выполнять засев как слоистообразных, так и конвективных облаков на больших территориях.

4.2.4.2 В начале 1980-х годов ЦАО в сотрудничестве с промышленными предприятиями разработала новую серию самолета-метеолаборатории на базе Ан-26. Самолет Ан-26 "Циклон-0" представляет собой летающую лабораторию, оснащенную информационно-вычислительным комплексом (ИВК) и техническими средствами для засева облаков кристаллизующими реагентами. К последним относятся, в частности, 2 установки СДУ для дозированного сброса в облака гранулированной твердой углекислоты емкостью по 700 кг реагента каждая (без разгерметизации самолета) и 6 комплектов устройства типа АСО-2И для отстрела 384 пиротехнических патронов типа ПВ-26. В последующем самолет Ан-26 "Циклон-0" был доработан путем установки на его борту дополнительно комплекта КДС-155 на 60 пиропатронов типа ПВ-50, что существенно повысило его оперативные возможности. Экономичность и возможность базирования в небольших аэропортах сделали этот самолет наиболее удобным в качестве носителя средств воздействий в опытных и оперативных работах по АВ с целью ИУО, особенно при засеве слоистообразных облаков и конвективных облаков с небольшой вертикальной мощностью.

4.2.4.3 В начале 1990-х годов для работ по АВ на облака с целью ИУО и улучшения погодных условий в крупных мегаполисах на базе серийного аэрофотосъемочного самолета Ан-30А был оборудован самолет-метеолаборатория серии "Метеозащита". На самолете установлены быстросъемные ИВК и технические средства для засева облаков.

В ходе полета ИВК позволяет регистрировать набор основных пилотажно-навигационных параметров полета и определять в реальном масштабе времени необходимые при проведении АВ термодинамические характеристики атмосферы и микрофизические параметры облачности.

В состав комплекса технических средств АВ на облака на борту самолета-метеолаборатории Ан-30М "Метеозащита" входят система отстрела пиропатронов с йодистым серебром ПВ-26 (АСО-2И), система диспергирования гранулированной твердой углекислоты и модифицированный самолетный генератор мелкодисперсных частиц льда на жидком азоте ГМЧЛ-СМ. Общая емкость системы отстрела пиропатронов на самолете составляет 384 ствола. Сброс гранул твердой углекислоты с расходом от 0,8 до 20 кг/мин осуществляется через шахтное устройство.