РД 52.14.28-98
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Инструкция
Порядок разработки и обращения
отраслевых руководящих документов и рекомендаций
Дата введения 1999-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) Росгидромета
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.С.Сараева (руководитель темы), Л.Ф.Самарцева, Е.А.Скрипкина, Р.Ю.Рябова
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Росгидромета от 21.05.98 N 63
4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦКБ ГМП за номером РД 52.14.28-98 от 05.06.98
5 ВЗАМЕН РД 52.07.28-84 и указаний Госкомгидромета СССР от 04.01.84 N ТУ-11 "О присвоении обозначений нормативно-техническим документам (ТУ, ОСТ, РД)"
Настоящая инструкция устанавливает требования к разработке, регистрации, изданию, учету, хранению, изменению, пересмотру и отмене отраслевых руководящих документов и рекомендаций. Требования к построению, изложению и оформлению руководящих документов и рекомендаций изложены в рекомендациях [1], приложение Л.
Настоящая инструкция подлежит применению в организациях и учреждениях Росгидромета (далее - организации).
В настоящей инструкции использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.0-92 ГСС. Основные положения
ГОСТ Р 1.2-92 ГСС. Порядок разработки государственных стандартов
ГОСТ Р 1.5-92 ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений
ГОСТ 8.556-91 ГСИ. Методики определения состава и свойств проб вод. Общие требования к разработке
3.1 Организации наряду с нормативными документами по ГОСТ Р 1.0 применяют в качестве нормативных документов руководящие документы и рекомендации, разработанные организациями.
Руководящие документы обязательны в пределах, определенных в разделе руководящих документов "Область применения" по ГОСТ Р 1.5, подраздел 3.7.
Рекомендации применяют по решению организации-пользователя.
3.2 При помощи руководящих документов и рекомендаций (далее - документов, если требования относятся и к руководящим документам, и к рекомендациям) устанавливают организационно-методические или общетехнические правила проведения работ на ведомственном уровне в основных областях деятельности, закрепленных за Росгидрометом, в том числе:
- организация и проведение наблюдений, оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод суши, морской среды, сельскохозяйственных культур и пастбищ, околоземного космического пространства, сбора гидрометеорологической информации, ее анализ и обобщение;
- организация стабильного функционирования и развития государственной службы наблюдений за гидрометеорологическими процессами, загрязнением окружающей природной среды, а также сбора, учета, хранения, обработки, анализа и распространения информации о состоянии окружающей природной среды;
- организация и обеспечение мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе наблюдений за радиационной обстановкой на территории, подвергшейся радиационным катастрофам;
- разработка методов и технических средств получения, сбора, обработки и распространения космической, гидрометеорологической, гелиогеофизической, океанографической и природно-ресурсной информации, в том числе организация создания автоматизированных информационно-измерительных систем;
- разработка методов и технических средств активного воздействия на гидрометеорологические процессы, организация и обеспечение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и работ противолавинной службы;
- разработка и составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений, изменения климата, радиационной обстановки, загрязнения окружающей природной среды;
- организация информационной, издательской и лицензионной деятельности при проведении гидрометеорологических, гелиогеофизических, океанографических работ и мониторинга загрязнения окружающей природной среды;
- организация работ по метрологии, сертификации и стандартизации характеристик, норм и правил в целях обеспечения единства измерения, безопасности и качества продукции, работ и услуг.
3.3 В зависимости от содержания руководящие документы подразделяют на следующие виды:
- положения (типовые положения),
- наставления (руководства),
- методические указания,
- инструкции,
- нормы,
- коды,
- таблицы,
- перечни.
3.3.1 Положения (типовые положения) устанавливают задачи, функции, правила, обязанности организаций в определенных направлениях их деятельности. Действие положений (типовых положений) распространяется на все структурные подразделения Росгидромета.
3.3.2 Наставления (руководства) устанавливают организацию, порядок проведения, методы, средства, условия производства комплекса взаимосвязанных наблюдений и других видов производственной деятельности (или их отдельных этапов) в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды.
3.3.3 Методические указания устанавливают методы (способы, приемы) проведения различных работ, в том числе методики выполнения измерений, поверки, химического анализа состава и свойств объектов окружающей природной среды, методы прогнозирования, сбора, обработки, передачи и хранения информации о состоянии окружающей природной среды.
3.3.4 Инструкции устанавливают содержание, порядок и условия проведения работ, регулирующих организационные и научно-технические стороны деятельности организаций.
3.3.5 Нормы устанавливают правила, меры, количества наблюдений, обработки информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды и поддержание, относительно которых сравнивают и обосновывают потребности в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для выполнения гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений, обработки информации о состоянии природной среды, ее загрязнения и поддержания в рабочем состоянии необходимых для этого технических средств и оборудования.
3.3.6 Коды устанавливают систему сокращенных обозначений, названий, символов, применяемых для передачи, обработки и хранения информации.
3.3.7 Таблицы применяют для занесения данных гидрометеорологических, актинометрических и других наблюдений для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей.
3.3.8 Перечни содержат обязательный для применения систематизированный свод названий (наименований) нормативных и методических документов, должностей, инвентаря и принадлежностей, работ, приборов и оборудования.
3.4 Рекомендации не подразделяют на виды.
4.1.1 Документы разрабатывают аналогично требованиям, установленным к стандартам по ГОСТ Р 1.2, с учетом требований настоящей инструкции и следующих документов, регламентирующих их разработку:
- методик выполнения измерений - по ГОСТ Р 8.563,
- методик определения состава и свойств проб воды - по ГОСТ 8.556,
- методик поверки средств измерений - по инструкции [2].
4.1.2 Документы разрабатывают в организациях в соответствии с закрепленной за ними областью деятельности, как правило, в соответствии с планами НИР и ОКР.
4.1.3 Требования и правила, устанавливаемые в документах, должны основываться на результатах НИР и ОКР, опытно-технологических работ и учитывать достижения отечественной и зарубежной науки и техники.
4.1.4 Ответственность за содержание и научно-технический уровень документов, за разработку их в установленные сроки несет организация-разработчик.
Организация-соисполнитель отвечает за своевременное выполнение возложенного на нее объема работ, за содержание и научно-технический уровень документа.
4.2.1 Устанавливают пять стадий разработки документов:
- 1-я - разработка и утверждение технического задания на разработку документа (далее - техническое задание);
- 2-я - разработка проекта (первой редакции) документа и рассылка его на отзыв;
- 3-я - разработка проекта (окончательной редакции) документа, согласование, рассмотрение на Центральной методической комиссии Росгидромета и представление его на утверждение;
- 4-я - утверждение и отраслевая регистрация документа;
- 5-я - издание документа.
4.2.2 Допустимо не разрабатывать техническое задание в следующих случаях:
- при разработке новых документов взамен действующих;
- при наличии типового технического задания или нормативного документа, регламентирующего однотипные технические задания;
- при разработке документа в соответствии с техническим заданием на проведение НИР и ОКР.
4.3.1 Техническое задание разрабатывают в организации-разработчике документа.
4.3.2 Оформление и содержание технического задания должно соответствовать приложениям А и Б.
4.3.3 Проект технического задания согласуют с заинтересованными организациями, с головной организацией по стандартизации и головными организациями по метрологии Росгидромета в соответствии с закрепленными за ними областями деятельности (далее - ГОСМ).
Перечень заинтересованных организаций определяют в организации-разработчике по согласованию с заказчиком.
Проект технического задания на коды согласуют с Комиссией по кодам Росгидромета.
4.3.4 Согласованный проект технического задания ГОСМ направляет заказчику (в управление центрального аппарата, курирующее разработку документа) на рассмотрение и утверждение.
4.3.5 Подлинник и копию технического задания заказчик направляет в организацию-разработчик.
4.3.7 Подлинник технического задания организация-разработчик хранит в деле документа.
4.4.1 Проект документа разрабатывают в соответствии с техническим заданием.
4.4.2 Одновременно с разработкой первой редакции проекта документа организация-разработчик составляет следующие документы:
- пояснительную записку к проекту документа согласно ГОСТ Р 1.2, пункт 3.3.1,
- проект плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению руководящего документа (далее - плана основных мероприятий) по форме приложения В.
4.4.3 При одновременной разработке и утверждении нескольких документов на одинаковые объекты стандартизации допустимо составлять одну пояснительную записку. В пояснительную записку следует помещать сведения о наличии или отсутствии технического задания, а также обосновать в ней отсутствие технического задания и плана основных организационно-технических мероприятий по внедрению документа.
4.4.4 В зависимости от области распространения документа в плане основных мероприятий, кроме работ по изданию и рассылке документа организациям-пользователям, в общем случае предусматривают:
- пересмотр, внесение изменений или отмену действующих и разработку новых документов, связанных с содержанием внедряемого документа;
- обеспечение организаций оборудованием, приборами и приспособлениями, необходимыми для выполнения требований документа;
- повышение квалификации и подготовку кадров;
- перечень организаций, в которых предполагают внедрять документ;