ПРАВИЛА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ СВЯЗИ НА ВОЗДУШНЫХ
ЛИНИЯХ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 110 кВ И ВЫШЕ
(в четырех частях)
1-я редакция
РАЗРАБОТЧИКИ: БП Электросетьсервис, институт "Энергосетьпроект", НТЦ связи "ЦНИИС-РТК", ГП Отделение Дальних Передач, АО "Фирма ОРГРЭС", ТОО "ВИТА", ОАО "Оргэнергострой"
РЕДАКЦИОННАЯ КОМИССИЯ: В.В.Кудрявый (председатель), Н.С.Мардер (заместитель председателя), Р.Б.Крейнин, Н.М.Коробков, Ю.А.Толмачев, В.Х.Ишкин, А.С.Воронцов, И.И.Батюк, А.П.Котельников, А.Н.Печенкин, И.З.Глускин, А.Ю.Цым, Б.И.Механошин, Э.В.Кокасадзе, В.Г.Ходатай, В.Н.Тулинов, Л.И.Измайлова, В.М.Шедько, Е.А.Хволес, Б.И.Смирнов, С.В.Коробанов.
УТВЕРЖДЕНЫ заместителем председателя Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации, заместителем председателя государственной комиссии по электросвязи при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информации Б.Ф.Пономеренко 16.10.1998 г., заместителем Министра топлива и энергетики РФ В.В.Кудрявым
1.1. Настоящие "Правила проектирования, строительства и эксплуатации волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи напряжением 110 кВ и выше", далее - "Правила", относятся к волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС), использующим воздушные линии (ВЛ) электропередачи (ВОЛС-ВЛ).
1.2. Правила состоят из четырех частей:
Часть 1. Общие положения по проектированию, строительству и эксплуатации ВОЛС-ВЛ (далее "Общие положения").
Часть 2. Правила проектирования ВОЛС-ВЛ.
Часть 3. Правила строительства ВОЛС-ВЛ.
Часть 4. Правила эксплуатации ВОЛС-ВЛ.
1.3. Особенности сооружения ВОЛС-ВЛ по сравнению с традиционным способом прокладки кабеля в грунт:
- отсутствие необходимости отвода земель и согласования с землепользователями, центральными и местными административными органами;
- уменьшение сроков строительства;
- уменьшение количества повреждений в районах городской застройки и промышленных зон;
- снижение капитальных и эксплуатационных затрат в районах с тяжелыми грунтами.
1.4. В настоящее время для ВОЛС-ВЛ широко применяются следующие типы оптических кабелей:
ОКГТ - оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос;
ОКСН - оптический кабель самонесущий, неметаллический;
ОКНН - оптический кабель, навиваемый на грозозащитный трос или фазный провод, неметаллический.
На магистральных линиях взаимоувязанной сети связи РФ (ВСС РФ) должны, как правило, применяться оптические кабели, встроенные в грозозащитный трос.
1.5. ВОЛС-ВЛ могут быть использованы как в интересах РАО "ЕЭС России" и АО-энерго, так и других компаний и ведомств (АО "Ростелеком", РАО "Газпром", Минобороны, МПС и др.).
1.6. "Правила" распространяются как на ВОЛС-ВЛ, сооружаемые в объеме нового строительства ВЛ, так и на ВОЛС-ВЛ, сооружаемые на действующих ВЛ в порядке их технического перевооружения, реконструкции или модернизации. ОКГТ подвешиваются вместо грозотроса.
1.7. Все нормативно-технические документы по ВОЛС-ВЛ (Нормы технологического проектирования (НТП), Инструкции, Методические указания и др.) должны разрабатываться в соответствии с требованиями настоящих "Правил".
1.8. Координацию работ по развитию и совершенствованию ВОЛС-ВЛ, а также проведение единой технической политики осуществляет РАО "ЕЭС России" совместно с другими участниками строительства (АО "Ростелеком", РАО "Газпром", Минобороны, МПС, др. операторы связи и ведомства.).
1.9. Планирование строительства конкретного объекта должно быть увязано с Генеральными схемами "Единая сеть электросвязи и телемеханики электроэнергетики" (ЕСЭТЭ) и ВСС РФ.
1.10. В качестве заказчика проектных и строительных работ по сооружению ВОЛС-ВЛ могут быть:
В части межсистемных магистральных ВОЛС-ВЛ:
- РАО "ЕЭС России";
- Региональные МЭС.
В части региональных (внутрисистемных) ВОЛС- ВЛ - АО-Энерго.
В качестве заказчика проектирования и строительства могут быть операторы связи и другие заинтересованные организации.
АО-Энерго должны согласовывать схемы организации связи по ВОЛС-ВЛ, планы и проекты их строительства с РАО "ЕЭС России" в части, затрагивающей его интересы, с целью проведения единой технической политики.
1.11. Функции заказчика по проектированию, строительству и эксплуатации ВОЛС может выполнять организация, получившая доверенность РАО "ЕЭС России".
1.12. Генеральный подрядчик по проектированию и строительству магистральных ВОЛС-ВЛ должен выбираться на конкурсной основе из числа организаций, имеющих соответствующие лицензии.
1.13. При выборе подрядных организаций для строительства ВОЛС-ВЛ предпочтение должно отдаваться отечественным организациям.
1.14. ВОЛС-ВЛ должны сооружаться и эксплуатироваться в соответствии с соглашениями (договорами) между организациями, участвующими в совместном долевом строительстве ВОЛС-ВЛ.
1.15. Эксплуатацию линейно-кабельных сооружений ВОЛС-ВЛ должны осуществлять организации РАО "ЕЭС России" и АО-энерго по договорам, заключаемым с другими участниками долевого строительства на весь срок службы ВОЛС-ВЛ.
Эксплуатацию аппаратуры связи должен осуществлять владелец или арендатор этой аппаратуры.
При повреждениях ВОЛС-ВЛ в больших объемах рекомендуется привлекать к устранению повреждений персонал АО "Ростелеком" или других ведомств.
1.16. Договоры, упомянутые в п.1.14, должны предусматривать:
- условия совместного строительства;
- вопросы распределения собственности;
- ответственность и гарантии сторон;
- порядок взаимодействия оперативно-технических служб при эксплуатации;
- разрешение размещения ОК на ВЛ;
- допуск специалистов АО "Ростелеком" (ТЦМС) или других заинтересованных ведомств на территорию объектов энергетики, где установлена аппаратура связи, принадлежащая АО "Ростелеком" или другим ведомствам и эксплуатируемая ими;
- возможность бесплатных отключений ВЛ, на которых размещается ОК, в период строительства ВОЛС-ВЛ и проведения аварийно-восстановительных работ.
1.17. Для подвески ОКГТ, используемых для ВСС РФ, должны использоваться ВЛ, удовлетворяющие следующим требованиям:
- среднее значение коэффициента готовности ВОЛС-ВЛ должно определяться в соответствии с приложением 4 "Надежность ВОЛС-ВЛ";
- ресурс ВЛ должен обеспечить заданный срок службы ВОЛС-ВЛ;
- ВЛ должна быть, как правило, резервирована, чтобы обеспечить возможность оперативного ее отключения.
1.18*. Участники долевого строительства ВОЛС-ВЛ (операторы связи и ведомства) не предъявляют штрафных санкций организациям РАО "ЕЭС России" и АО-энерго, ведущим эксплуатацию ВОЛС-ВЛ, если эксплуатационный коэффициент готовности ВОЛС-ВЛ не существенно хуже коэффициента готовности, приведенного в приложении 4 "Надежность ВОЛС-ВЛ".
_____________________
* П.1.18 будет уточнен в течение одного года с момента введения в действие настоящих "Правил".
1.19. Нормативный срок службы ВОЛС-ВЛ должен быть, как правило, не менее 25 лет при соблюдении требований "Правил эксплуатации".
1.20. При привлечении к строительству ВОЛС-ВЛ иностранных фирм заказчик должен обеспечить комплект нормативно-технической документации фирм, который используется совместно с отечественным комплектом НТД по пунктам, не противоречащим последнему.
1.21. В соответствии с решением ГКЭС N 18 от 30.12.97 г. настоящий документ одобрен и рекомендован для использования на сетях связи. Результаты практического использования 1-ой редакции "Правил" вынести на рассмотрение ГКЭС в 1999 г.
1.22. В соответствии с Распоряжением РАО "ЕЭС России" N 14 от 17.02.99 г. "Правила" введены в действие.
После рассмотрения и обобщения замечаний и дополнений провести дальнейшую корректировку "Правил".
2.1.1. "Правила проектирования ВОЛС-ВЛ" (далее - "Правила проектирования") распространяются на ВОЛС-ВЛ, организуемых на ВЛ напряжением 110 кВ и выше.
"Правила проектирования" распространяются на ВОЛС, сооружаемые в объеме нового строительства ВЛ и на действующих ВЛ.
2.1.2. "Правила проектирования" составлены с учетом "Правил устройства электроустановок" (ПУЭ, шестое издание, 1986 г.), глава 2.5 "Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ".
2.1.3. В настоящих "Правилах проектирования" приводятся требования, относящиеся к размещению ОК на ВЛ, к техническим параметрам оптических кабелей и станционного оборудования связи.
2.1.4. Размещение ОК на ВЛ должно осуществляться методом подвески ОКГТ или ОКСН на опорах ВЛ при помощи линейной арматуры или навивки ОКНН на грозозащитный трос или фазный провод ВЛ.
2.1.5. Проектирование ВОЛС-ВЛ должно осуществляться с использованием передовых технологий и с учетом результатов научно-исследовательских, проектных и конструкторских работ.
2.1.6. Применяемые на ВОЛС-ВЛ оборудование и материалы должны соответствовать требованиям ГОСТ или технических условий, утвержденных в установленном порядке, иметь сертификат соответствия.
2.1.7. Применяемое на ВОЛС-ВЛ линейное оборудование и материалы по своим нормируемым, гарантируемым и расчетным характеристикам должны соответствовать условиям работы ВЛ.
2.1.8. Проектирование ВОЛС-ВЛ (ТЭО, проект, рабочая документация, рабочий проект) должно вестись на основании задания на проектирование.
2.1.9. Задание на проект, рабочую документацию, рабочий проект составляется Заказчиком проекта с привлечением Генерального проектировщика, как правило, на основании утвержденных обоснований инвестиций строительства ВОЛС-ВЛ или технико-экономического обоснования (ТЭО).
2.1.10. Расчет параметров надежности ВОЛС-ВЛ должен производиться в соответствии с методикой, изложенной в приложении 4 настоящих "Правил".
2.1.11. В проекте ВОЛС-ВЛ должны быть предусмотрены ресурсы для обеспечения эксплуатации:
- транспорт, монтажное оборудование и средства для измерения;
- численность дополнительного эксплуатационного персонала ВОЛС-ВЛ;
- аварийный запас ОК, арматуры крепления ОК и временные оптические кабельные вставки для восстановления ВОЛС при авариях на ВОЛС-ВЛ.
2.1.12. Заходы ВОЛС от ВЛ, сооружаемые на отдельных опорах, к регенерационным пунктам (в части требований к габаритам до земли, опорам, фундаментам, заземлениям) должны проектироваться в соответствии с главой 2.5 ПУЭ, относящимся к ВЛ класса 110 кВ. На этих заходах рекомендуется применять ОКГТ или ОКСН той же марки, что и на ВОЛС-ВЛ.
Климатические условия для проектирования заходов должны приниматься такими же как на ВОЛС-ВЛ.
2.1.13. На опорах ВЛ при установке соединительных муфт должны быть нанесены на высоте 2,5-3,0 м постоянные знаки:
условные обозначения ВОЛС;
номер соединительной муфты.
2.1.14. Климатические условия при проектировании ВОЛС-ВЛ в объеме нового строительства ВЛ должны соответствовать условиям, принятым для проектирования линии электропередачи.
Определение расчетных климатических условий, интенсивности грозовой деятельности и пляски проводов для расчета и выбора конструкций ВЛ и ВОЛС-ВЛ должно производиться на основании карт климатического районирования с уточнением по региональным картам и материалам многолетних наблюдений гидрометеорологических станций и метеопостов управлений гидрометеослужбы и энергосистем за скоростью ветра, интенсивностью и кратностью гололедно-изморозевых отложений и температурой воздуха, грозовой деятельностью и пляской проводов в зоне трассы сооружаемой ВОЛС-ВЛ.