3.1 Техническая эксплуатация первичной сети отдельного оператора представляет собой совокупность методов и алгоритмов технического обслуживания (ТО), которые обеспечивают организацию и поддержание в требуемых пределах установленных норм любого объекта технической эксплуатации (ОТЭ).
3.2 К объектам технической эксплуатации (ОТЭ) относятся технические средства электросвязи (ТСЭ), являющиеся составной частью соединения в трактах и каналах передачи и имеющие стык технической эксплуатации для обмена сигналами контроля и управления, а также дополнительное и специальное оборудование и средства, предназначенные для поддержания работоспособности ТСЭ и (или) выполнения специальных функций, например, аккумуляторные батареи, дизели, спецоборудование по защите информации и т.п.
Примерами ОТЭ могут быть: линейные тракты кабельных, радиорелейных, спутниковых и воздушных систем передачи, сетевые тракты, каналы передачи, участки линий передачи и трактов, мультиплексные и регенерационные секции для ЦСП СЦИ, аппаратура и оборудование сетевых узлов (станций), а также их отдельные элементы на первичных сетях ВСС России.
3.3 Техническая эксплуатация на первичных сетях отдельных операторов осуществляется:
- техническим сменным и несменным персоналом ЛАЦ;
- центрами технической эксплуатации (ЦТЭ) для цифровых сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне системы технической эксплуатации (СТЭ) и организованными на основе технических служб операторов сетей;
- подразделениями системы оперативно-технического обслуживания (СОТО) для аналоговых и цифровых наложенных сетей, функционирующими на каждом иерархическом уровне СТЭ и организованными на основе технических служб операторов сетей.
3.4 Техническая эксплуатация производится при:
- вводе в эксплуатацию (паспортизация);
- поддержании в состоянии исправности в процессе эксплуатации (техническое обслуживание);
- восстановлении работоспособности (ремонтно-настроечные и ремонтно-восстановительные работы).
3.5 Процесс технической эксплуатации включает в себя:
- измерение рабочих характеристик;
- обнаружение отказов;
- сигнализацию об отказах и рабочих характеристиках;
- резервирование;
- восстановление работоспособности;
- проверку (после восстановления).
3.6 Рекомендуются следующие методы ТО:
профилактическое техническое обслуживание (ПТО), выполняемое через определенные временные интервалы или в соответствии с заранее установленными критериями и направленное на своевременное предупреждение возможности появления отказа или ухудшения функционирования ОТЭ;
- корректирующее техническое обслуживание (КТО), выполняемое после обнаружения состояния неработоспособности ОТЭ и направленное на его восстановление в состояние, когда параметры качества ОТЭ находятся в пределах установленных допусков;
- управляемое техническое обслуживание (УТО), выполняемое путем систематического применения методов анализа состояния ОТЭ с использованием средств контроля рабочих характеристик ОТЭ, средств управления качеством передачи и устранением неисправностей, и направленное на сведение к минимуму профилактического технического обслуживания и сокращение корректирующего технического обслуживания.
3.7 Используется сочетание этих методов ТО в зависимости от типа оборудования. Для современных ТСЭ основным является применение УТО.
3.8 ПТО включает:
- периодический эксплуатационный контроль;
- плановые измерения рабочих характеристик и ремонтно-настроечные работы (РНР);
- плановую замену компонентов аппаратуры;
- текущее обслуживание оборудования и аппаратуры.