2.2.1. Работы по устройству слоев дорожной одежды, включая покрытие, следует вести по типовым технологиям с некоторыми видоизменениями и добавлением отдельных операций. В число таких операций, изменяемых или добавляемых в связи с устройством трещино-прерывающей прослойки из геосинтетических материалов, входят следующие:
подготовка основания (старого покрытия, имеющего температурные трещины);
розлив вяжущего;
укладка ГМ;
устройство асфальтобетонного покрытия.
2.2.2. Общая технологическая схема устройства прослоек из ГМ представлена на рис.2. В ней предусмотрена прослойка из ГМ под слоем асфальтобетонного покрытия, укладываемая по всей ширине проезжей части в два этапа: сначала на одной, потом - другой половине по ширине покрытия.
Рис.2. Технологическая схема по устройству трещино-прерывающих прослоек
из геосинтетических материалов в слоях асфальтобетонного покрытия:
1 - машина для заделки трещин дорожных покрытий; 2 - автогудронатор; 3 - геотекстильный материал;
4 - асфальтоукладчик; 5 - автомобиль-самосвал
2.2.3. Перечисленные в подп.2.2.1 операции выполняют в одну смену с планированием минимально возможного расстояния по потоку между ними, применяя при этом существующий парк машин в отрасли. Величину сменной захватки назначают по производительности ведущей машины - асфальтоукладчика, причем желательно, чтобы она была кратной длине полотна ГМ в рулоне.
2.2.4. Подготовка основания (старого асфальтобетонного покрытия, имеющего трещины и другие дефекты) под укладку ГМ состоит в очистке его от пыли и грязи, устранении выбоин, других дефектов, очистке и заделке крупных трещин (шириной более 3 мм). Иначе говоря, следует выполнять работы, относящиеся к основным видам ремонта асфальтобетонного покрытия и требующие использования соответствующих машин.
2.2.5. В качестве вяжущего для розлива по подготовленному основанию могут быть использованы битум БНД 90/130, БНД 130/200, а также битумные эмульсии. Не следует применять разжиженный битум, поскольку наличие растворителя может существенно повлиять на прочность синтетического материала и даже привести к его разрушению. Следует обратить особое внимание на равномерность розлива и норму расхода вяжущего. Недостаточное количество вяжущего в целом или в отдельных зонах может привести к ослаблению укладываемого над ГМ асфальтобетона и образованию выбоин. Избыточное же количество затрудняет технологию производства работ и может привести к повреждению ГМ при заезде на него подвозящих асфальтобетон автомобилей, а также случайном заезде других автомобилей. В этом случае возможно прилипание полотен к колесам, наблюдается отрыв отдельных волокон с нарушением структуры полотна и потерей его прочности.
2.2.6. Норму расхода битума назначают в зависимости от состояния основания (старого покрытия), поверхностной плотности и толщины ГМ. При значительном количестве не устраненных на предыдущем этапе работ (подп.2.2.4) дефектов (мелкие трещины шириной до 3 мм) и значительной плотности (350 г/м и выше) и толщине (3,5-4 мм) ГМ норма расхода может составить 1,0-1,2 л/м. При полном устранении дефектов на предыдущем этапе работ, близких к оптимальным значениям плотности и толщины (соответственно 300 г/м и 3 мм), норма расхода может быть равна 0,7-0,9 л/м. В местах, где возможно возникновение повышенных сдвигающих усилий от транспортных средств (крутые уклоны, места торможения: перекрестки, остановки), норма расхода вяжущего должна быть снижена на 20%, но не менее чем до 0,7 л/м. Устройство прослоек в данном случае требует специального технического обоснования.
2.2.7. Учитывая сложность точного назначения нормы расхода битума, целесообразно выполнять ее корректировку по косвенным внешним признакам в зависимости от интенсивности окраски следа, остающегося на поверхности ГМ после его укладки и прохода автомобиля. При правильном назначении нормы расхода колея имеет интенсивный черный цвет, при избытке битума на ней появляются отблески и отмечается налипание полотна на колесо, при недостатке - колея слабо проявляется либо приобретает бурый оттенок.
2.2.8. Основной розлив вяжущего выполняют автогудронаторами. Температура битума при этом должна составлять 140-160 °C. Розлив выполняют обычно на половине ширины проезжей части, причем ширина распределения вяжущего должна на 0,15-0,20 м превышать ширину устраиваемой прослойки. В том случае, когда возможно обеспечение объезда при ремонте или покрытие устраивается сразу на всю ширину при строительстве, розлив выполняют на всю ширину. При этом целесообразно согласовать режим розлива с методикой укладки покрытия.
2.2.9. Укладку ГМ ведут непосредственно после розлива вяжущего. Общая длина укладки соответствует длине полосы укладки асфальтобетонной смеси. Расстояние по потоку от места укладки до асфальтоукладчика также должно быть ограничено. Оно назначается в зависимости от конкретных условий и не должно превышать то расстояние, на котором может быть обеспечено отсутствие заезда проходящего транспорта на открытую поверхность ГМ. Следует устраивать сигнальное ограждение по всей длине участка (где уложены полотна) со стороны, примыкающей к полосе движения.
2.2.10. Укладку ГМ выполняют путем раскатки рулонов с перекрытием краев полотен на 0,1 м. Рулоны раскатывают ровно, без перекосов, вызывающих появление складок. В пределах перекрытия полотна должны быть подгрунтованы битумом, если сцепление полотен не обеспечивается на перекрытии прониканием битума снизу. Одновременно с раскаткой рулонов ведут подкатку полотен ручным катком, следующим непосредственно за рулоном. Подкатка должна обеспечивать плотное прилегание ГМ к основанию и сцепление с ним. Особое внимание следует обратить на сцепление при начале раскатки, обеспечивая отсутствие задирания края полотна при работе асфальтоукладчика. При быстром загустевании битума, когда его сцепление с полотном недостаточно, может потребоваться подкатка с помощью катка с гладкими вальцами. При образовании складок полотна толщиной более 2 см их следует разрезать и прижать к поверхности вяжущего.
2.2.11. Устройство асфальтобетонного покрытия ведут по типовой технологии, обращая внимание на качество уложенной прослойки и регулируя режим движения автомобилей, подвозящих асфальтобетонную смесь.
2.2.12. Уложенная прослойка должна плотно прилегать к основанию и не образовывать волн со складками при перемещении асфальтоукладчика. Если же эти процессы отмечаются, следует скорректировать норму расхода битума в сторону увеличения. Отдельные образующиеся складки должны быть устранены согласно подп.2.2.10. На участке же, где ГМ уже уложен, производят дополнительный розлив битума на прослойку непосредственно асфальтоукладчиком, соблюдая расстояние по потоку в пределах 1,5 м. Таким образом, процесс розлива должен быть скорректирован со скоростью движения асфальтоукладчика и должен учитывать время и маршрут движения подвозящих асфальтобетонную смесь автомобилей для исключения их заезда на битум.
2.2.13. Режим движения подвозящих асфальтобетонную смесь автомобилей должен регулироваться таким образом, чтобы было исключено повреждение созданной прослойки из ГМ. Разворот автомобилей должен выполняться за пределами участка с прослойкой, а заезд на прослойку - задним ходом по одной колее с последующим выездом по той же колее. В случае, если сразу или после определенного числа проходов по колее отмечается прилипание прослойки к колесам, следует выполнить на колее россыпь песка тонким слоем и скорректировать в сторону уменьшения норму расхода вяжущего.
2.2.14. При укладке асфальтобетона одновременно по ширине более 6,5 м целесообразно 1-2 полотна ГМ (в зависимости от их ширины) по ширине проезжей части раскатывать одновременно с движением асфальтоукладчика (рис.3), соблюдая расстояние по потоку в пределах 5-6 м. В этом случае создается возможность движения автомобилей с асфальтобетонной смесью в основном по полосе, где ГМ еще не уложен.
Рис.3. Схема выполнения работ по укладке ГМ при устройстве покрытия одновременно на ширине более 6 м:
1 - асфальтоукладчик; 2 - автомобиль-самосвал; 3, 4 - уложенные полотна ГМ;
5 - движение (маневр) автомобиля-самосвала при выгрузке смеси;
6 - полотно, укладываемое одновременно с движением асфальтоукладчика