Статус документа
Статус документа

Рекомендации по расчету и технологии устройства оптимальных конструкций дорожных одежд с армирующими прослойками при строительстве, реконструкции и ремонте дорог с асфальтобетонными покрытиями

2.1. Особенности проектирования

2.1.1. Дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями и трещино-прерывающими прослойками из ГМ необходимо проектировать согласно действующим нормативно-техническим документам (ВСН 46-83, СНиП 2.05.02-85) с учетом положений настоящих Рекомендаций.

2.1.2. Цель применения прослоек из ГМ - повышение температурной трещиностойкости асфальтобетонных покрытий эксплуатируемых автомобильных дорог, а на этой основе и срока их службы в случае, когда дорожная одежда разрушена трещинами температурного характера.

2.1.3. Названная цель осуществляется за счет создания высокодеформативной прослойки между блочным основанием (старая дорожная одежда, разбитая трещинами на отдельные участки-блоки) и вновь устраиваемым покрытием, препятствующей передаче усилия, возникающего от температурной деформации основания к вновь устраиваемому покрытию.

2.1.4. Эффект от создания трещино-прерывающей прослойки может быть получен при использовании геосинтетических материалов, отвечающих требованиям приложения 1 (в частности, п.5 таблицы). Это нетканые иглопробивные материалы толщиной около 3 мм при поверхностной плотности около 300 г/м (оптимальные параметры).

2.1.5. Область применения конструктивного решения - ремонт асфальтобетонных покрытий в случае, когда прочность дорожной конструкции в целом обеспечена и отсутствуют значительные сдвигающие нагрузки от транспортных средств. Решение может быть применено также при строительстве, если предусмотрено укрепление неорганическим вяжущим материалом одного из слоев дорожной одежды (щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, грунта).

2.1.6. Следует исключить применение решения при продольных уклонах более 30‰, в местах изменения скорости транспортных средств (регулируемые перекрестки, автобусные остановки), а также при коэффициенте прочности дорожной одежды по результатам оценки состояния в соответствии с ВСН 6-90* ниже 0,75. В последнем случае следует выполнить предварительно мероприятия, направленные на усиление дорожной одежды, а при необходимости - и по регулированию водно-теплового режима земляного полотна.

_______________

* На территории Российской Федерации  действует ОДН 218.0.006-2002 . - Примечание "КОДЕКС".

2.1.7. Основной вариант конструктивного решения (рис.1а) - устройство трещино-прерывающей прослойки из ГМ непосредственно на блочном основании по всей площади с предварительной его подготовкой (очисткой, выполнением основных мероприятий по ремонту) и розливом битума. Такой вариант целесообразен при наличии на основании (старом асфальтобетонном покрытии) частых трещин с расстоянием между ними до 4 м и менее, сетки трещин при площади, ею занимаемой, до 20%. Он может быть применен также при строительстве, если нежесткая дорожная одежда имеет слои, укрепленные неорганическим вяжущим (рис.1б).

          

Рис.1. Основные конструктивные решения по устройству трещино-прерывающих прослоек из ГМ:

-г - объяснение см. в подп.2.1.7-2.1.9;

1, 2 - вновь устраиваемые асфальтобетонные слои усиления; 3 - трещино-прерывающая прослойка из ГМ;
4 - блочное асфальтобетонное основание (старое покрытие); 5 - основание дорожной одежды;
6 - песчаный подстилающий слой; 7 - земляное полотно; 8 - температурная трещина;
9 - слой дорожной одежды, содержащий неорганические вяжущие (цементогрунт, обработанный цементом щебень и др.);
- расстояние между трещинами; - ширина ГМ



2.1.8. В случае, когда дефекты старого покрытия настолько велики, что выполнение мероприятий по ремонту нецелесообразно (наличие сетки трещин при занимаемой ею площади более 20%, колейности, просадок или проломов), трещино-прерывающую прослойку из ГМ с предварительным розливом битума следует устраивать между слоями асфальтобетона (рис.1в).

2.1.9. При наличии на существующем покрытии температурных трещин с расстоянием между ними не менее 8 м трещино-прерывающая прослойка может быть устроена только в месте расположения трещин непосредственно над ними (рис.1г). Ширина создаваемой прослойки должна быть не менее 1,6 м, а ее устройство необходимо выполнять после заделки трещины и розлива битума.

2.1.10. Расчет нежесткой дорожной одежды с трещино-прерывающей прослойкой из ГМ выполняют по ВСН 46-83 и с учетом подп.2.1.11 настоящих Рекомендаций. При этом минимальную толщину асфальтобетонных слоев на блочном основании с трещино-прерывающей прослойкой следует назначать независимо от результатов расчета по критериям ВСН 46-83 в соответствии с табл.1 данного документа. Корректировка их допустима на основании расчетов на температурную трещиностойкость (пример расчета 1, приложение 4).

Таблица 1

Дорожно- климатическая зона
и подзона

Тип асфаль- тобе-
тонной смеси покры-
тия
 (верх. слоя)

Минимальная толщина
асфальтобетонных слоев на блочном основании
при устройстве трещино-прерывающих прослоек
из ГМ на автомобильных дорогах категорий:

I, II

III

IV

при использовании битумов для покрытия:

БНД 60/
90

БНД 90/
130

БНД 130/ 200

БНД 200/ 300

БНД 60/
90

БНД 90/
130

БНД 130/
200

БНД 200/ 300

БНД 90/
130

БНД 130/
200

БНД 200/ 300

БНД 130/ 200

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

16

15

13

12

15

14

12

11

-

-

-

-

I

Б

-

16

15

13

-

15

13

12

13

12

11

9

В

-

-

16

-

-

-

15

12

-

12

11

10

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

11

Северная и центральная части подзоны I

А

-

16

14

12

-

-

13

11

-

-

-

-

Б

-

-

15

13

-

-

-

12

-

-

12

11

В

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

10

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11

Южная часть подзоны I

А

13

11

10

10

13

11

10

9

-

-

-

-

Б

-

13

11

-

-

13

11

10

11

9

9

8

В

-

-

-

-

-

-

12

-

-

10

9

8

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

-

Северная и центральная части подзоны I

А

13

12

11

10

13

11

10

9

-

-

-

-

Б

-

13

12

-

-

13

12

10

11

9

9

8

В

-

-

-

-

-

-

13

-

-

10

9

8

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

9

Южная часть подзоны I

А

11

10

10

9

11

10

9

9

-

-

-

-

Б

13

11

11

10

13

11

10

9

9

8

6

6

В

-

12

-

-

-

-

11

10

10

9

8

6

Г

-

-

-

-

-

-

-

10

-

10

9

8

А

10

9

8

7

9

8

6

5

-

-

-

-

II

Б

11

10

9

8

10

9

8

6

8

8

6

5

В

12

11

10

9

11

10

9

8

9

9

8

6

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

10

10

9

8

А

13

12

11

10

13

12

10

9

-

-

-

-

II

Б

-

13

12

-

-

13

11

10

11

9

9

8

В

-

-

-

-

-

-

12

-

-

10

9

8

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

9

А

11

10

10

9

11

10

9

9

-

-

-

-

III

Б

13

11

11

10

12

11

10

9

9

8

6

6

В

-

12

-

-

-

12

11

10

10

9

8

6

Г

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

9

8


Примечания: 1. Уточнение дорожно-климатических подзон представлено в приложении 3, табл.П3.1.

2. Для условия подп.2.1.9 значения рекомендуемых минимальных толщин могут быть уменьшены в 1,08 раза.

3. При использовании в составе асфальтобетона ПБВ значения рекомендуемых минимальных толщин могут быть уменьшены:

в 1,3 раза - для подзоны II;

в 1,2    "    -           "           I (южная часть) и зоны III;