2.1.1. Дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями и трещино-прерывающими прослойками из ГМ необходимо проектировать согласно действующим нормативно-техническим документам (ВСН 46-83, СНиП 2.05.02-85) с учетом положений настоящих Рекомендаций.
2.1.2. Цель применения прослоек из ГМ - повышение температурной трещиностойкости асфальтобетонных покрытий эксплуатируемых автомобильных дорог, а на этой основе и срока их службы в случае, когда дорожная одежда разрушена трещинами температурного характера.
2.1.3. Названная цель осуществляется за счет создания высокодеформативной прослойки между блочным основанием (старая дорожная одежда, разбитая трещинами на отдельные участки-блоки) и вновь устраиваемым покрытием, препятствующей передаче усилия, возникающего от температурной деформации основания к вновь устраиваемому покрытию.
2.1.4. Эффект от создания трещино-прерывающей прослойки может быть получен при использовании геосинтетических материалов, отвечающих требованиям приложения 1 (в частности, п.5 таблицы). Это нетканые иглопробивные материалы толщиной около 3 мм при поверхностной плотности около 300 г/м (оптимальные параметры).
2.1.5. Область применения конструктивного решения - ремонт асфальтобетонных покрытий в случае, когда прочность дорожной конструкции в целом обеспечена и отсутствуют значительные сдвигающие нагрузки от транспортных средств. Решение может быть применено также при строительстве, если предусмотрено укрепление неорганическим вяжущим материалом одного из слоев дорожной одежды (щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, грунта).
2.1.6. Следует исключить применение решения при продольных уклонах более 30‰, в местах изменения скорости транспортных средств (регулируемые перекрестки, автобусные остановки), а также при коэффициенте прочности дорожной одежды по результатам оценки состояния в соответствии с ВСН 6-90* ниже 0,75. В последнем случае следует выполнить предварительно мероприятия, направленные на усиление дорожной одежды, а при необходимости - и по регулированию водно-теплового режима земляного полотна.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ОДН 218.0.006-2002 . - Примечание "КОДЕКС".
2.1.7. Основной вариант конструктивного решения (рис.1а) - устройство трещино-прерывающей прослойки из ГМ непосредственно на блочном основании по всей площади с предварительной его подготовкой (очисткой, выполнением основных мероприятий по ремонту) и розливом битума. Такой вариант целесообразен при наличии на основании (старом асфальтобетонном покрытии) частых трещин с расстоянием между ними до 4 м и менее, сетки трещин при площади, ею занимаемой, до 20%. Он может быть применен также при строительстве, если нежесткая дорожная одежда имеет слои, укрепленные неорганическим вяжущим (рис.1б).
Рис.1. Основные конструктивные решения по устройству трещино-прерывающих прослоек из ГМ:
-г - объяснение см. в подп.2.1.7-2.1.9;
1, 2 - вновь устраиваемые асфальтобетонные слои усиления; 3 - трещино-прерывающая прослойка из ГМ;
4 - блочное асфальтобетонное основание (старое покрытие); 5 - основание дорожной одежды;
6 - песчаный подстилающий слой; 7 - земляное полотно; 8 - температурная трещина;
9 - слой дорожной одежды, содержащий неорганические вяжущие (цементогрунт, обработанный цементом щебень и др.);
- расстояние между трещинами; - ширина ГМ
2.1.8. В случае, когда дефекты старого покрытия настолько велики, что выполнение мероприятий по ремонту нецелесообразно (наличие сетки трещин при занимаемой ею площади более 20%, колейности, просадок или проломов), трещино-прерывающую прослойку из ГМ с предварительным розливом битума следует устраивать между слоями асфальтобетона (рис.1в).
2.1.9. При наличии на существующем покрытии температурных трещин с расстоянием между ними не менее 8 м трещино-прерывающая прослойка может быть устроена только в месте расположения трещин непосредственно над ними (рис.1г). Ширина создаваемой прослойки должна быть не менее 1,6 м, а ее устройство необходимо выполнять после заделки трещины и розлива битума.
2.1.10. Расчет нежесткой дорожной одежды с трещино-прерывающей прослойкой из ГМ выполняют по ВСН 46-83 и с учетом подп.2.1.11 настоящих Рекомендаций. При этом минимальную толщину асфальтобетонных слоев на блочном основании с трещино-прерывающей прослойкой следует назначать независимо от результатов расчета по критериям ВСН 46-83 в соответствии с табл.1 данного документа. Корректировка их допустима на основании расчетов на температурную трещиностойкость (пример расчета 1, приложение 4).
Таблица 1
Дорожно- климатическая зона | Тип асфаль- тобе- | Минимальная толщина | |||||||||||
I, II | III | IV | |||||||||||
при использовании битумов для покрытия: | |||||||||||||
БНД 60/ | БНД 90/ | БНД 130/ 200 | БНД 200/ 300 | БНД 60/ | БНД 90/ | БНД 130/ | БНД 200/ 300 | БНД 90/ | БНД 130/ | БНД 200/ 300 | БНД 130/ 200 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
А | 16 | 15 | 13 | 12 | 15 | 14 | 12 | 11 | - | - | - | - | |
I | Б | - | 16 | 15 | 13 | - | 15 | 13 | 12 | 13 | 12 | 11 | 9 |
В | - | - | 16 | - | - | - | 15 | 12 | - | 12 | 11 | 10 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12 | 11 | |
Северная и центральная части подзоны I | А | - | 16 | 14 | 12 | - | - | 13 | 11 | - | - | - | - |
Б | - | - | 15 | 13 | - | - | - | 12 | - | - | 12 | 11 | |
В | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | 10 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | |
Южная часть подзоны I | А | 13 | 11 | 10 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | - | - | - | - |
Б | - | 13 | 11 | - | - | 13 | 11 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 | |
В | - | - | - | - | - | - | 12 | - | - | 10 | 9 | 8 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | - | |
Северная и центральная части подзоны I | А | 13 | 12 | 11 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | - | - | - | - |
Б | - | 13 | 12 | - | - | 13 | 12 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 | |
В | - | - | - | - | - | - | 13 | - | - | 10 | 9 | 8 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | |
Южная часть подзоны I | А | 11 | 10 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 9 | - | - | - | - |
Б | 13 | 11 | 11 | 10 | 13 | 11 | 10 | 9 | 9 | 8 | 6 | 6 | |
В | - | 12 | - | - | - | - | 11 | 10 | 10 | 9 | 8 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | 10 | - | 10 | 9 | 8 | |
А | 10 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 6 | 5 | - | - | - | - | |
II | Б | 11 | 10 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 5 |
В | 12 | 11 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 10 | 9 | 8 | |
А | 13 | 12 | 11 | 10 | 13 | 12 | 10 | 9 | - | - | - | - | |
II | Б | - | 13 | 12 | - | - | 13 | 11 | 10 | 11 | 9 | 9 | 8 |
В | - | - | - | - | - | - | 12 | - | - | 10 | 9 | 8 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | |
А | 11 | 10 | 10 | 9 | 11 | 10 | 9 | 9 | - | - | - | - | |
III | Б | 13 | 11 | 11 | 10 | 12 | 11 | 10 | 9 | 9 | 8 | 6 | 6 |
В | - | 12 | - | - | - | 12 | 11 | 10 | 10 | 9 | 8 | 6 | |
Г | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10 | 9 | 8 |
Примечания: 1. Уточнение дорожно-климатических подзон представлено в приложении 3, табл.П3.1.
2. Для условия подп.2.1.9 значения рекомендуемых минимальных толщин могут быть уменьшены в 1,08 раза.
3. При использовании в составе асфальтобетона ПБВ значения рекомендуемых минимальных толщин могут быть уменьшены:
в 1,3 раза - для подзоны II;
в 1,2 " - " I (южная часть) и зоны III;