6.1.1. До исчерпания расчетного ресурса срок эксплуатации (в часах наработки) роторов высокого и среднего давления, эксплуатирующихся при температуре пара 450 °С и выше, может быть увеличен сверх паркового ресурса без ограничений по срокам и объемам обследования и режимам эксплуатации турбины при положительных результатах контроля металла в соответствии с п.6.1.2 настоящей Инструкции.
6.1.2. Состояние металла роторов может быть признано удовлетворительным, если соблюдены следующие условия.
6.1.2.1. На поверхности осевого канала отсутствуют глубокие выборки, уступы, подрезы, препятствующие проведению дефектоскопического контроля канала.
6.1.2.2. Значение накопленной остаточной деформации ползучести, измеренное со стороны осевого канала, для роторов из сталей Р2 и Р2МА не превышает 1%, а для роторов из других марок сталей - 0,8%; средняя скорость ползучести, определенная по результатам двух или более измерений, не превышает для роторов из сталей Р2 и Р2МА 0,5·10%/ч, а для роторов из других марок сталей 0,4·10%/ч.
6.1.2.3. На поверхности осевого канала в районе высокотемпературной зоны (рабочая температура металла 400 °С и выше) отсутствуют крупные одиночные равноосные дефекты с диаметром 3 мм и более или скопление более мелких дефектов в количестве более 10 шт. на площади 60 см. Точечные дефекты размером менее 1,5 мм не учитываются.
6.1.2.4. Отсутствуют коррозионные повреждения поверхности осевого канала в районе низкотемпературных зон глубиной более 2 мм.
6.1.2.5. На наружной поверхности ротора и на поверхности осевого канала отсутствуют протяженные трещиноподобные дефекты глубиной более 1 мм.
6.1.2.6. В объеме поковки отсутствуют дефекты, размер которых по сопоставлению с плоскими отражателями, а также их количество не превосходят следующие нормы:
- общее количество дефектов эквивалентным диаметром от 2 до 4 мм включительно не превышает 30 шт., в том числе в районе бочки не более 10 шт., причем в зоне бочки дефекты должны находиться на расстоянии не менее 50 мм друг от друга;
- отдельные дефекты эквивалентным диаметром от 2 до 4 мм включительно в обоих концах ротора должны находиться на расстоянии не менее 50 мм друг от друга, если они расположены на одной прямой, параллельной оси ротора; не менее 30 мм, если они располагаются на одной окружности, и не менее 15 мм, если дефекты располагаются в одном радиальном направлении;
- отдельные разрозненные дефекты эквивалентным диаметром до 2 мм включительно не учитываются;
- дефекты эквивалентным диаметром от 4 до 6 мм включительно с расстоянием между ними не менее 50 мм допускаются в количестве не более 10 шт. по длине ротора;
- дефекты эквивалентным диаметром более 6 мм в роторе не допускаются.
6.1.2.7. Степень сфероидизации (дифференциации) второй структурной составляющей в металле высокотемпературных ступеней ротора не должна превышать 3 балл по утвержденному нормативному документу.
6.1.2.8. Твердость металла высокотемпературной зоны ротора из стали ЭИ 415 не ниже 200 НВ, а из других марок сталей - не ниже 180 НВ.
6.1.3. По исчерпании расчетного ресурса, но при положительных результатах контроля металла в соответствии с п.6.1.2, ротор допускается к дальнейшей эксплуатации. Срок его эксплуатации до очередного контроля состояния металла и объем этого контроля определяет экспертная организация.
6.1.4. При неудовлетворительных результатах контроля металла возможность и условия дальнейшей эксплуатации ротора, а также использование тех или иных мероприятий по повышению надежности его эксплуатации, изложенных в разделе 5 настоящей Инструкции, определяет экспертная организация.