Статус документа
Статус документа

Инструкция по продлению срока эксплуатации паровых турбин сверх паркового ресурса

     2.1. Цельнокованые роторы высокого и среднего давления

2.1.1. Высоконагруженными зонами цельнокованых роторов, в которых образование эксплуатационных трещин наиболее вероятно, являются:

- осевой канал;

- обода дисков первых двух наиболее высокотемпературных ступеней;

- галтели дисков первых двух наиболее высокотемпературных ступеней;

- разгрузочные отверстия дисков первых двух наиболее высокотемпературных ступеней;

- тепловые канавки концевых, диафрагменных и промежуточных уплотнений, расположенных в зоне ротора с температурой металла выше 400 °С.

2.1.2. Контроль металла в районе осевого канала включает:

- визуальный осмотр поверхности канала, зачищенной от окалины, для оценки качества зачистки поверхности, выявления уступов, технологических выборок, рисок, коррозионных повреждений и других видимых дефектов поверхности (порядок проведения визуального осмотра поверхности осевого канала приведен в приложении Б);

- магнитопорошковую дефектоскопию (порядок проведения магнитопорошковой дефектоскопии поверхности осевого канала ротора приведен в приложении В) или вихретоковый контроль (в приложении Г приведены методические рекомендации по вихретоковому контролю поверхности осевого канала цельнокованого ротора), или ультразвуковой контроль (в приложении Д приведены методические рекомендации по ультразвуковому контролю цельнокованых роторов паровых турбин со стороны осевого канала), контроль поверхностными волнами для выявления поверхностных эксплуатационных или металлургических дефектов;

- ультразвуковой контроль объемными волнами для выявления скрытых дефектов различной ориентации в объеме поковки ротора (в приложении Д приведены методические рекомендации по ультразвуковому контролю цельнокованых роторов паровых турбин со стороны осевого канала).

Примечание - В том случае, если ультразвуковой контроль ротора проводился после 100 тыс. ч эксплуатации и недопустимых дефектов при этом выявлено не было, повторный контроль ротора этим методом по исчерпании паркового ресурса допускается не проводить;

- (факультативно) измерение остаточной деформации ползучести для оценки величины накопленной поврежденности в металле (в приложении Е приведены методические рекомендации по измерению остаточной деформации ползучести ротора со стороны осевого канала).

Примечание - Данный метод не применяется для контроля роторов производства НПО "ТУРБОАТОМ", роторов с уступами или выборками на поверхности осевого канала, препятствующими проведению измерения накопленной деформации ползучести.

2.1.3. Последовательность проведения операций по контролю ротора со стороны осевого канала следующая:

- ротор устанавливается на козлах в доступном для контроля месте на высоте, удобной для визуального осмотра канала (1,0-1,5 м) со свободным доступом к обоим концам (4-5 м с каждого конца);

- снимается автомат безопасности и удаляются пробки, закрывающие с двух сторон осевой канал.

Примечание - При невозможности удаления пробок их высверливают;


- из осевого канала удаляются частицы металла, стружка, масло и пр. Поверхность канала протирают ветошью, обдувают сжатым воздухом, обезжиривают ацетоном или другим растворителем;

- проводится предварительный визуальный осмотр поверхности для выявления уступов, выборок и пр.;

- проводится измерение остаточной деформации ползучести (где эта операция запланирована);

- с помощью хонинговальной головки производятся удаление окалины и обработка поверхности до шероховатости =10 мкм по действующим нормативным документам, обдувка ее сжатым воздухом и обезжиривание ацетоном или другим растворителем;

- проводится визуальный осмотр поверхности для оценки ее качества и выявления видимых дефектов;

- осуществляется контроль для выявления поверхностных дефектов методами магнитопорошковой или вихретоковой, или ультразвуковой дефектоскопии поверхностными волнами;

- при необходимости производится фотографирование выявленных дефектов (в приложении Ж приведен порядок фотографирования дефектов на поверхности осевого канала ротора);

- проводится ультразвуковой контроль металла ротора для выявления скрытых дефектов в объеме поковки;

- для получения исходных данных для последующих замеров проводится повторное измерение диаметра канала по методике, описанной в приложении Е.

2.1.4. Контроль ободов дисков проводится с разлопачиванием одного пакета с замковой лопаткой каждого замкового соединения первых двух ступеней с последующим контролем металла в зонах концентрации напряжений методами магнитопорошковой или вихретоковой, или цветной дефектоскопии.