Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 41.49-2003 (Правила ЕЭК ООН N 49) Единообразные предписания, касающиеся сертификации двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выбросов вредных веществ

     5 Технические требования и методы испытаний


В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, предприятия-изготовители ТС и двигателей, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации более 20000 ТС или двигателей в год, могут получать сертификат соответствия на основании технических требований, указанных в Директиве ЕС 88/77 "Меры, которые должны быть приняты по ограничению выбросов вредных газообразных веществ и вредных частиц из двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для установки на транспортные средства, и выбросов вредных газообразных веществ из двигателей с принудительным зажиганием, работающих на природном газе и сжиженном нефтяном газе, предназначенных для установки на транспортные средства"*, последнее изменение которой принято директивой ЕС 2001/27**.

_________________

* Опубликовано в Official Journal N L36 от 09.02.88.

** Опубликовано в Official Journal N L107 от 18.04.2001.

5.1 Общие положения

5.1.1 Оборудование для ограничения выбросов вредных веществ

5.1.1.1 Компоненты, способные влиять на выбросы вредных газообразных веществ и вредных частиц дизельными двигателями и на выбросы вредных газообразных веществ газовыми двигателями, должны быть сконструированы, изготовлены, собраны и установлены таким образом, чтобы в условиях нормальной эксплуатации двигатель соответствовал требованиям настоящего стандарта.

5.1.2 Функции оборудования для уменьшения выбросов

5.1.2.1 Использование неэффективных устройств и (или) нерациональных методов ограничения выбросов запрещается.

5.1.2.2 На двигателе или на ТС допускается устанавливать вспомогательное управляющее устройство при условии, что это устройство:

- действует только при отсутствии условий, указанных в 5.1.2.4, или

- его приводят в действие только на ограниченный период времени при условиях, указанных в 5.1.2.4, для таких целей, как защита двигателя от повреждения, защита устройства для подачи воздуха в двигатель, контроль дымности, холодный запуск или прогрев, или

- его приводят в действие только сигналами бортовых устройств для таких целей, как обеспечение безопасности эксплуатации и возвращение своим ходом в случае поломки.

5.1.2.3 Допускается использовать устройство, функцию, систему или способ управления двигателем, которые действуют при условиях, указанных в 5.1.2.4, и следствием действия которых является иной или модифицированный метод управления двигателем по сравнению с методом, обычно применяемым при проведении соответствующих циклов испытаний по определению выбросов вредных веществ, если, при условии соблюдения требований 5.1.3 и (или) 5.1.4, в полной мере продемонстрировано, что такое применение не уменьшает эффективность системы ограничения выбросов вредных веществ. Во всех других случаях такие устройства считают неэффективными устройствами.

5.1.2.4 Для целей 5.1.2.2 установленными условиями использования устройства в устойчивом и переходном режимах являются:

а) высота над уровнем моря не более 1000 м (или эквивалентное атмосферное давление 90 кПа);

б) температура окружающей среды от 283 до 333 К (10 °С - 30 °С),

в) температура охлаждающей жидкости от 343 до 368 К (70 °С - 95 °С).

5.1.3 Специальные требования к электронным системам ограничения выбросов вредных веществ

5.1.3.1 Требования к документации

Предприятие-изготовитель предоставляет комплект документов, содержащих информацию о базовой конструкции системы и средствах, с помощью которых эта система управляет своими выходными параметрами независимо от того, является ли управление прямым или косвенным.

Документы предоставляют в двух комплектах:

а) официальный комплект документов, который предоставляют органу по сертификации при подаче заявки на сертификацию типа, должен включать в себя полное описание системы. Эти документы могут быть краткими при условии, что они с очевидностью демонстрируют наличие всех характеристик, даваемых рабочей картой выходных характеристик в диапазоне управления входными воздействиями на конкретный агрегат. Эти сведения прилагают к документам, предписываемым разделом 3 настоящего стандарта;

б) дополнительный комплект материалов, в которых указывают параметры, изменяемые любым вспомогательным управляющим устройством, и граничные условия, в которых это устройство действует. Дополнительные материалы должны содержать описание логической схемы системы, регулирующей подачу топлива, методы распределения по времени и моменты переключения с режима на режим во всех условиях эксплуатации.

В дополнительном комплекте материалов должны содержаться обоснование использования любых вспомогательных управляющих устройств, а также дополнительные материалы и данные испытаний для демонстрации воздействия, оказываемого на выбросы вредных веществ с отработавшими газами любыми вспомогательными управляющими устройствами, установленными на двигателе или на ТС.

Этот дополнительный материал должен быть строго конфиденциальным и храниться у предприятия-изготовителя, однако он должен быть представлен для инспектирования при сертификации или в любое время в период действия сертификата соответствия типа.

5.1.4 Чтобы установить, считать какое-либо устройство, какой-либо метод или способ неэффективным устройством или нерациональным методом или способом ограничения выбросов вредных веществ в соответствии с определениями 2.28 и 2.30, орган по сертификации, предоставляющий сертификат соответствия типа, может дополнительно потребовать проведения скрининг-теста на содержание NO в испытании ETC, которое допускается проводить в сочетании или с сертификационными испытаниями, или с процедурами проверки соответствия производства.