НП-047-03
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НАРУШЕНИЙ
В РАБОТЕ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА
Дата введения 2004-04-30
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госатомнадзора России от 29 декабря 2003 г. N 7
Настоящие федеральные нормы и правила "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" определяют категории нарушений, содержание и порядок передачи информации о них, порядок расследования и учета нарушений, а также требования к отчетности о расследовании нарушений. Распространяются на порядок расследования и учета нарушений на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла.
Нормативный документ разработан на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил, утвержденных Госатомнадзором России, санитарных правил обеспечения радиационной безопасности, норм радиационной безопасности и др., а также документов МАГАТЭ.
Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 20.01.2004 г. N 07-488-ЮД).
Перечень сокращений
ДОА | - допустимая объемная активность | |||
ИНЕС | - Международная шкала ядерных событий | |||
ОЯТЦ | - объект ядерного топливного цикла | |||
ПДК | - предельно допустимая концентрация | |||
ПР | - промышленный реактор | |||
РВ | - радиоактивные вещества | |||
СЦР | - самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция деления | |||
ЯМ | - ядерные материалы |
Термины и определения
В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.
1. Коренная причина нарушения - обстоятельство, создавшее условия для наличия или проявления непосредственной причины нарушения.
2. Нарушение - любое событие на ОЯТЦ, которое привело к аварии или происшествию, определенное в таблице (пункт 2.1 настоящего документа).
3. Непосредственная причина нарушения - явление или процесс, обусловившие отклонение от нормального протекания технологического процесса в результате отказа системы (элемента) или ошибки работников(персонала).
4. Происшествие - категория нарушения, характеризующаяся отклонением от нормальной эксплуатации ОЯТЦ, вызванным отказом системы (элемента) или ошибкой персонала, определенная в таблице (пункт 2.1 настоящего документа).
5. Расследование нарушения - комплекс мер, направленных на выявление в установленные сроки коренных и непосредственных причин нарушения, последствий нарушения в работе ОЯТЦ, а также на подготовку предложений по недопущению повторения подобного нарушения.
6. Сочетанное воздействие - одновременное воздействие РВ и вредных химических веществ.
7. Технологический регламент (инструкция) - документ, содержащий правила и приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации.
8. Учет нарушений в работе ОЯТЦ - регистрация нарушений в работе ОЯТЦ по их категориям.
Другие используемые в настоящем документе термины и определения содержатся в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии.
1. Назначение и область применения
1.1. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла (далее - Положение) определяет категории нарушений, содержание, порядок передачи информации о нарушениях и проведения их расследования.
1.2. Положение распространяется на порядок расследования и учета нарушений на вводимые в эксплуатацию, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ОЯТЦ.
1.3. Положение не распространяется на порядок расследования и учета нарушений при транспортировании ЯМ, РВ и радиоактивных отходов за пределами площадок ОЯТЦ.
2. Категории нарушений в работе ОЯТЦ
2.1. В зависимости от признаков и последствий нарушения в работе ОЯТЦ подразделяются на категории (см. таблицу).
Категории нарушений в работе ОЯТЦ, подлежащих расследованию и учету
Условное обозначение категории нарушения |
|
Авария (А) | |
А1 | Радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого за границей зоны наблюдения ОЯТЦ произошло превышение уровня Б критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии. |
А2 | Радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого в зоне наблюдения ОЯТЦ произошло превышение уровня Б критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии при отсутствии последствий нарушения категории А1. |
A3 | Радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого за границей санитарно-защитной зоны ОЯТЦ произошло превышение уровня А* критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии или при сочетанном воздействии превышено более чем в 50 раз значение ПДК** вредных химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест или в открытых водоемах питьевого, хозяйственно-бытового водопользования при отсутствии последствий нарушения категорий А1, А2. |
А4 | а) радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого, при отсутствии последствий нарушения категорий А1-А3, произошло облучение отдельных лиц из населения, при котором поглощенная доза на все тело за границей санитарно-защитной зоны превысила 5 мГр; б) однократное облучение отдельных лиц из числа персонала, при котором поглощенная доза на все тело превысила 200 мГр. |
А5 | а) превышение установленных пределов безопасной эксплуатации ПР и (или) облучения персонала, при котором поглощенная доза на все тело превысила 50 мГр, связанное: с нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией в активной зоне ПР; с возникновением критичности при перегрузке ядерного топлива и облучаемых блоков и материалов; с повреждением твэлов, облучаемых блоков и материалов при их перегрузке, а также при нарушении теплоотвода от них; с другими причинами, не приведшими к авариям категорий А1-А4; б) возникновение СЦР, при которой поглощенная доза на все тело отдельных лиц из числа персонала не превысила 200 мГр. |
А6 | а) незапланированное поступление ЯМ и (или) РВ в помещение постоянного или временного пребывания персонала, в результате которого произошло сочетанное воздействие на персонал без средств защиты при концентрациях, превышающих 10 ПДК** для вредных химических веществ остронаправленного действия и (или) 20 ПДК** для вредных химических веществ; б) однократное облучение лиц из числа персонала, при котором поглощенная доза на все тело превысила 50 мГр, но не более 200 мГр. |
Происшествие (П) | |
П1 | а) хищение или пропажа ЯМ; б) неконтролируемые и несанкционированные операции по переработке, перемещению, передаче и транспортированию ЯМ (более 300 г ядерно-опасного делящегося материала). |
П2 | а) хищение или пропажа РВ; б) повреждение одного или нескольких физических барьеров при транспортно-технологических операциях, не приведшее к аварии; в) незапланированное поступление ЯМ и (или) РВ в помещение постоянного или временного пребывания персонала, в результате которого образовалось снимаемое радиоактивное загрязнение поверхности этого помещения, превысившее 100000 част./(мин·см) по бета-активным радионуклидам и (или) 2000 част./(мин·см) по альфа-активным радионуклидам; г) незапланированное не более 10 мин сочетанное загрязнение воздушной среды помещения постоянного или временного пребывания персонала без средств защиты достигло 5-10 ПДК** для вредных химических веществ остронаправленного действия, * и (или) 5-20 ПДК** для вредных химических веществ, *. |
П3 | а) неработоспособность технических средств контроля параметров ядерной безопасности в течение времени, превышающего сроки, установленные технологическим регламентом; б) отказ систем безопасности в соответствии с технологическим регламентом эксплуатации ПР, приводящий к срабатыванию аварийной защиты или переводу реактора в подкритическое состояние. |
П4 | Падение и (или) повреждение облученных тепловыделяющих сборок или твэлов, не приведшие к аварии. |
П5 | Нарушение пределов и условий безопасной эксплуатации, не приведшее к аварии, за исключением нарушений категорий П1-П4. |
________________
* Уровни А и Б критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии соответствуют Нормам радиационной безопасности. НРБ-99. СП 2.6.1.758-99.
** ПДК соответствуют гигиеническим нормативам, утвержденным Минздравом России.
2.2. Системы контроля и наблюдения, действующие на ОЯТЦ, должны соответствовать критериям обнаружения признаков и последствий нарушений категорий А1-А6.
2.3. Для информирования общественности проводится оценка нарушения по ИНЕС.
3. Содержание и порядок передачи информации о нарушениях в работе ОЯТЦ
3.1. Эксплуатирующая организация обеспечивает подготовку и своевременную передачу следующей информации о нарушении в работе ОЯТЦ:
а) оперативное сообщение о нарушении;
б) предварительное сообщение о нарушении;
в) отчет о расследовании нарушения;
г) дополнительный отчет о расследовании нарушения.
3.2. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ
3.2.1. Оперативное сообщение содержит:
- наименование эксплуатирующей организации;
- наименование ОЯТЦ (завода, установки, участка);
- дату, время нарушения (местное/московское);
- состояние ОЯТЦ (завода, установки, участка) до нарушения;
- краткую характеристику нарушения;
- предполагаемые причины нарушения;
- состояние ОЯТЦ (завода, установки, участка) на момент передачи сообщения;
- сведения о пострадавших на площадке ОЯТЦ;
- сведения о радиационной обстановке на площадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения ОЯТЦ;
- достаточность (недостаточность) собственных сил и средств для ликвидации последствий нарушения и проведения защитных мероприятий;
- должность, ФИО, подпись (для сообщения, передаваемого по факсу) должностного лица, передавшего сообщение.
3.2.2. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ передается должностным лицом ОЯТЦ, наделенным эксплуатирующей организацией необходимыми полномочиями.
3.2.3. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий А1-А6 передается:
- оперативному дежурному ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;
- ответственному дежурному Госатомнадзора России;
- дежурному Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;
- оперативному дежурному органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается ОЯТЦ.
3.2.4. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий П1а, П2а, П2в, П2г передается:
- оперативному дежурному ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;
- ответственному дежурному Госатомнадзора России;
- в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий непосредственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью ОЯТЦ;
- дежурному Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;
- в территориальный центр Госсанэпиднадзора Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.
3.2.5. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий П1б, П2б, П3-П5. передается:
- оперативному дежурному ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;
- ответственному дежурному Госатомнадзора России;
- в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий непосредственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью ОЯТЦ.
3.2.6. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ передается по телефону или по другим видам связи, обеспечивающим получение информации: