Статус документа
Статус документа

НП-047-03


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ


ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НАРУШЕНИЙ
В РАБОТЕ ОБЪЕКТОВ ЯДЕРНОГО ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА

     

Дата введения 2004-04-30



УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госатомнадзора России от 29 декабря 2003 г. N 7


Настоящие федеральные нормы и правила "Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла" определяют категории нарушений, содержание и порядок передачи информации о них, порядок расследования и учета нарушений, а также требования к отчетности о расследовании нарушений. Распространяются на порядок расследования и учета нарушений на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектов ядерного топливного цикла.

Нормативный документ разработан на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил, утвержденных Госатомнадзором России, санитарных правил обеспечения радиационной безопасности, норм радиационной безопасности и др., а также документов МАГАТЭ.

Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 20.01.2004 г. N 07-488-ЮД).

Перечень сокращений

ДОА

- допустимая объемная активность

ИНЕС

- Международная шкала ядерных событий

ОЯТЦ

- объект ядерного топливного цикла

ПДК

- предельно допустимая концентрация

ПР

- промышленный реактор

РВ

- радиоактивные вещества

СЦР

- самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция деления

ЯМ

- ядерные материалы

Термины и определения


В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

1. Коренная причина нарушения - обстоятельство, создавшее условия для наличия или проявления непосредственной причины нарушения.

2. Нарушение - любое событие на ОЯТЦ, которое привело к аварии или происшествию, определенное в таблице (пункт 2.1 настоящего документа).

3. Непосредственная причина нарушения - явление или процесс, обусловившие отклонение от нормального протекания технологического процесса в результате отказа системы (элемента) или ошибки работников(персонала).

4. Происшествие - категория нарушения, характеризующаяся отклонением от нормальной эксплуатации ОЯТЦ, вызванным отказом системы (элемента) или ошибкой персонала, определенная в таблице (пункт 2.1 настоящего документа).

5. Расследование нарушения - комплекс мер, направленных на выявление в установленные сроки коренных и непосредственных причин нарушения, последствий нарушения в работе ОЯТЦ, а также на подготовку предложений по недопущению повторения подобного нарушения.

6. Сочетанное воздействие - одновременное воздействие РВ и вредных химических веществ.

7. Технологический регламент (инструкция) - документ, содержащий правила и приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации.

8. Учет нарушений в работе ОЯТЦ - регистрация нарушений в работе ОЯТЦ по их категориям.

Другие используемые в настоящем документе термины и определения содержатся в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии.

     1. Назначение и область применения

1.1. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла (далее - Положение) определяет категории нарушений, содержание, порядок передачи информации о нарушениях и проведения их расследования.

1.2. Положение распространяется на порядок расследования и учета нарушений на вводимые в эксплуатацию, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ОЯТЦ.

1.3. Положение не распространяется на порядок расследования и учета нарушений при транспортировании ЯМ, РВ и радиоактивных отходов за пределами площадок ОЯТЦ.

     2. Категории нарушений в работе ОЯТЦ

2.1. В зависимости от признаков и последствий нарушения в работе ОЯТЦ подразделяются на категории (см. таблицу).

Категории нарушений в работе ОЯТЦ, подлежащих расследованию и учету

Условное обозначение категории нарушения


Признак и последствие нарушения

Авария (А)

А1

Радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого за границей зоны наблюдения ОЯТЦ произошло превышение уровня Б критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии.

А2

Радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого в зоне наблюдения ОЯТЦ произошло превышение уровня Б критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии при отсутствии последствий нарушения категории А1.

A3

Радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого за границей санитарно-защитной зоны ОЯТЦ произошло превышение уровня А* критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии или при сочетанном воздействии превышено более чем в 50 раз значение ПДК** вредных химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест или в открытых водоемах питьевого, хозяйственно-бытового водопользования при отсутствии последствий нарушения категорий А1, А2.

А4

а) радиоактивный выброс (сброс) в окружающую среду, в результате которого, при отсутствии последствий нарушения категорий А1-А3, произошло облучение отдельных лиц из населения, при котором поглощенная доза на все тело за границей санитарно-защитной зоны превысила 5 мГр;

б) однократное облучение отдельных лиц из числа персонала, при котором поглощенная доза на все тело превысила 200 мГр.

А5

а) превышение установленных пределов безопасной эксплуатации ПР и (или) облучения персонала, при котором поглощенная доза на все тело превысила 50 мГр, связанное:

с нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией в активной зоне ПР;

с возникновением критичности при перегрузке ядерного топлива и облучаемых блоков и материалов;

с повреждением твэлов, облучаемых блоков и материалов при их перегрузке, а также при нарушении теплоотвода от них;

с другими причинами, не приведшими к авариям категорий А1-А4;

б) возникновение СЦР, при которой поглощенная доза на все тело отдельных лиц из числа персонала не превысила 200 мГр.

А6

а) незапланированное поступление ЯМ и (или) РВ в помещение постоянного или временного пребывания персонала, в результате которого произошло сочетанное воздействие на персонал без средств защиты при концентрациях, превышающих 10 ПДК** для вредных химических веществ остронаправленного действия и (или) 20 ПДК** для вредных химических веществ;

б) однократное облучение лиц из числа персонала, при котором поглощенная доза на все тело превысила 50 мГр, но не более 200 мГр.

Происшествие (П)



П1

а) хищение или пропажа ЯМ;

б) неконтролируемые и несанкционированные операции по переработке, перемещению, передаче и транспортированию ЯМ (более 300 г ядерно-опасного делящегося материала).

П2

а) хищение или пропажа РВ;

б) повреждение одного или нескольких физических барьеров при транспортно-технологических операциях, не приведшее к аварии;

в) незапланированное поступление ЯМ и (или) РВ в помещение постоянного или временного пребывания персонала, в результате которого образовалось снимаемое радиоактивное загрязнение поверхности этого помещения, превысившее 100000 част./(мин·см) по бета-активным радионуклидам и (или) 2000 част./(мин·см) по альфа-активным радионуклидам;

г) незапланированное не более 10 мин сочетанное загрязнение воздушной среды помещения постоянного или временного пребывания персонала без средств защиты достигло 5-10 ПДК** для вредных химических веществ остронаправленного действия, * и (или) 5-20 ПДК** для вредных химических веществ, *.

П3

а) неработоспособность технических средств контроля параметров ядерной безопасности в течение времени, превышающего сроки, установленные технологическим регламентом;

б) отказ систем безопасности в соответствии с технологическим регламентом эксплуатации ПР, приводящий к срабатыванию аварийной защиты или переводу реактора в подкритическое состояние.

П4

Падение и (или) повреждение облученных тепловыделяющих сборок или твэлов, не приведшие к аварии.

П5

Нарушение пределов и условий безопасной эксплуатации, не приведшее к аварии, за исключением нарушений категорий П1-П4.

________________

* Уровни А и Б критериев для принятия неотложных решений в начальный период аварии соответствуют Нормам радиационной безопасности. НРБ-99. СП 2.6.1.758-99.

** ПДК соответствуют гигиеническим нормативам, утвержденным Минздравом России.

2.2. Системы контроля и наблюдения, действующие на ОЯТЦ, должны соответствовать критериям обнаружения признаков и последствий нарушений категорий А1-А6.

2.3. Для информирования общественности проводится оценка нарушения по ИНЕС.

     3. Содержание и порядок передачи информации о нарушениях в работе ОЯТЦ

3.1. Эксплуатирующая организация обеспечивает подготовку и своевременную передачу следующей информации о нарушении в работе ОЯТЦ:

а) оперативное сообщение о нарушении;

б) предварительное сообщение о нарушении;

в) отчет о расследовании нарушения;

г) дополнительный отчет о расследовании нарушения.

3.2. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ

3.2.1. Оперативное сообщение содержит:

- наименование эксплуатирующей организации;

- наименование ОЯТЦ (завода, установки, участка);

- дату, время нарушения (местное/московское);

- состояние ОЯТЦ (завода, установки, участка) до нарушения;

- краткую характеристику нарушения;

- предполагаемые причины нарушения;

- состояние ОЯТЦ (завода, установки, участка) на момент передачи сообщения;

- сведения о пострадавших на площадке ОЯТЦ;

- сведения о радиационной обстановке на площадке, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения ОЯТЦ;

- достаточность (недостаточность) собственных сил и средств для ликвидации последствий нарушения и проведения защитных мероприятий;

- должность, ФИО, подпись (для сообщения, передаваемого по факсу) должностного лица, передавшего сообщение.

3.2.2. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ передается должностным лицом ОЯТЦ, наделенным эксплуатирующей организацией необходимыми полномочиями.

3.2.3. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий А1-А6 передается:

- оперативному дежурному ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;

- ответственному дежурному Госатомнадзора России;

- дежурному Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;

- оперативному дежурному органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается ОЯТЦ.

3.2.4. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий П1а, П2а, П2в, П2г передается:

- оперативному дежурному ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;

- ответственному дежурному Госатомнадзора России;

- в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий непосредственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью ОЯТЦ;

- дежурному Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;

- в территориальный центр Госсанэпиднадзора Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России.

3.2.5. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ по событиям с признаками и последствиями нарушений категорий П1б, П2б, П3-П5. передается:

- оперативному дежурному ФГУП "Ситуационно-Кризисный Центр" Минатома России;

- ответственному дежурному Госатомнадзора России;

- в межрегиональный территориальный округ Госатомнадзора России, осуществляющий непосредственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью ОЯТЦ.

3.2.6. Оперативное сообщение о нарушении в работе ОЯТЦ передается по телефону или по другим видам связи, обеспечивающим получение информации:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs