8.1. В состав оборудования причальных сооружений, обеспечивающего нормальную эксплуатацию причального фронта портов и судоремонтных заводов, включаются:
а) технологическое оборудование;
б) швартовные приспособления и отбойные устройства;
в) подкрановые и железнодорожные пути;
г) покрытия прикордонной полосы территории;
д) колесоотбойные конструкции;
е) инженерные сети (ливнесточная система, водопроводные, паровые, электрические и др.).
Примечание. Настоящее Руководство не рассматривает технологическое оборудование причалов, представленное в "Нормах технологического проектирования морских портов" .
8.2(7.5с). Для причальных сооружений должны предусматриваться отбойные и швартовные устройства. Если нагрузки от судов нецелесообразно передавать на причал, отбойные и швартовные устройства должны размещаться на отдельно стоящих палах. 8.3(3.4). Расположение вдоль причального фронта швартовных тумб и нагрузки на них следует определять с учетом главы СНиП 2.06.04-82 "Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)" или по Руководству к СНиП 2.06.04-82. Швартовные тумбы следует размещать по осям секций причального сооружения, нормальным к линии кордона, или симметрично относительно указанных осей. По эксплуатационным соображениям в крайних секциях причальных сооружений рекомендуется устанавливать дополнительные швартовные тумбы, по возможности ближе к оконечности причального сооружения. Примечания: 1. Установку и закрепление швартовных тумб следует осуществлять по проекту "Типовые конструкции, детали и узлы морских портовых и заводских причальных сооружений. Серия 3.504-14/75. Установка швартовных тумб по ГОСТ 17424-72 на морских причальных сооружениях" (Одесса, Черноморниипроект, 1975). 2. Тыловые швартовные устройства, расположенные за пределами причального сооружения и предназначенные, как правило, для швартовки судов с высоким бортом, допускается принимать специальной конструкции, не предусмотренной указанным выше ГОСТ 17424-72. |
Расположение швартовных тумб вдоль причала зависит главным образом от удобства швартовных операций. Существующая практика швартовки требует за каждую швартовную тумбу заводить один швартовный трос, а длину троса принимать наиболее короткую в зависимости от размерений швартуемых судов и оптимального (классического) угла направления троса относительно причальной линии, приблизительно равного 30°.
Рассмотренные схемы швартовки грузовых судов показывают, что указанным выше условиям лучше всего отвечают равномерное расположение тумб вдоль причала через 20 м (за исключением специализированных пирсовых систем).
Расположение швартовных тумб на сквозных причальных сооружениях следует принимать ближе к середине секции, симметрично поперечной оси, так как в этом случае уменьшается крутящий момент от швартовной нагрузки, действующий на свайное основание.
Установка дополнительных тыловых (штормовых) швартовных тумб рекомендуется для надежной швартовки судов при штормовом предупреждении, когда эксплуатация крановых механизмов, подвижного состава и другой техники приостановлена.
8.4(3.5). Вынос отбойных устройств относительно лицевой грани верхнего строения должен обеспечивать нормальную стоянку судна у причала при минимальном зазоре 20 см между подводной частью корпуса и выступающими частями сооружения или подпричального откоса. При этом следует учитывать возможность обжатия отбойных устройств и крена судна, допускаемого указаниями "Норм технологического проектирования морских портов" (табл.7 настоящего Руководства). 8.5(3.6). Закладные детали для крепления отбойных устройств следует располагать заподлицо с лицевой гранью сооружения. 8.6(3.28). Основание подкрановых и железнодорожных путей, располагаемых на причальном сооружении, принимается в зависимости от конструкции последнего. Подкрановые и железнодорожные рельсы при размещении на верхнем строении причальных сооружений эстакадного безбалластного типа следует крепить к верхнему строению ростверка. Подкрановые пути, размещаемые на засыпке, следует, как правило, устраивать на свайном основании во всех случаях, когда это практически возможно, а железнодорожные - на шпально-балластном основании. Основания подкрановых путей на железобетонных балках, плитах и т.п. рекомендуется возводить после стабилизации осадок грунта засыпки. На период стабилизации основания допускается устраивать временное шпальное основание. 8.7(3.29). Возвышение головки рельсов над поверхностью тepритории в соответствии с указаниями "Норм технологического проектирования морских портов" следует принимать равным не более 3 см. Для прохода реборд колес кранов или железнодорожных составов у рельсов должны быть предусмотрены канавки, размеры которых принимаются в зависимости от конструкции ходовой части кранов или железнодорожных составов, намечаемых для эксплуатации на данном причале. Рельсы подкрановых путей следует укладывать в соответствии с требованиями РТМ 31.3009-76 "Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" и Правил технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов. 8.8(3.30). Прикордонная полоса территории должна иметь цементобетонное, асфальтобетонное или железобетонное покрытие. При устройстве покрытия на насыпи рекомендуется до стабилизации осадки грунта засыпки применять временные типы покрытий или сборные железобетонные плиты, которые при соответствующем обосновании могут быть применены в качестве временных. Примечание. Проектировать покрытия в прикордонной полосе следует аналогичными покрытиям портовых территорий в соответствии с требованиями "Норм технологического проектирования морских портов" . 8.9(3.31). Причальные сооружения, на которых работают машины внутрипортового колесного транспорта, должны быть оборудованы вдоль кордона бортовыми (охранными) съемными или стационарными колесоотбойными брусьями. Последние необходимо выделять, оклеивая цветной пленкой или окрашивая. При этом необходимо выполнять требования ГОСТ 12.4.026-76 "Цвета сигнальные и знаки безопасности". |
По Правилам техники безопасности в морских портах, утвержденным Минморфлотом, причальные сооружения, на которых работают машины внутрипортового колесного транспорта, должны быть оборудованы по кордону прочными бортовыми брусьями (колесоотбоями), защищающими машины от падения в воду.
Для пассажирских причалов устройство таких брусьев не обязательно.
8.10. Стремянки на причальных сооружениях обычно выполняют из стального проката - уголков и стержней круглого сечения. Ширина стремянки принимается не менее 40 см, расстояние между ступенями - 25-30 см, расстояние до стенки - не менее 15 см. Стремянки, как правило, устанавливаются в углублениях заподлицо с лицевой поверхностью стенки.
8.11(7.6с). При проектировании конструкций причальных сооружений необходимо предусматривать, в соответствии с технологическими требованиями, возможность прокладки инженерных сетей (водопроводов, воздуховодов, электрокабелей и т.п.), а также установки раздаточных устройств (водопроводных, электрических и т.п.). |
8.12. В зависимости от назначения причального сооружения в состав инженерных сетей входят следующие линии:
а) для портовых грузовых причалов - электроснабжения, хозяйственно-пожарного водопровода, канализации, теплоснабжения, связи, сигнализации и другие, назначаемые по технологическим требованиям;
б) для причалов судоремонтных заводов - электроснабжения судов, сварочных агрегатов и подъемно-транспортных машин, водоснабжения и теплоснабжения судов, канализации, пожарного водопровода, сжатого воздуха, береговой связи судов и другие, назначаемые по технологическим требованиям.