Статус документа
Статус документа

РД 31.31.27-81 Руководство по проектированию морских причальных сооружений

7(4). СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

7.1(4.1). Для бетонных и железобетонных конструкций морских причальных сооружений следует применять тяжелый гидротехнический бетон согласно ГОСТ 4795-68 "Бетон гидротехнический. Технические требования".

Требования к бетону, которые должны быть приведены в проекте, в зависимости от конструкции сооружения и условий службы бетона назначаются в соответствии с "Указаниями по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" и настоящим Руководством и характеризуются марками по прочности, водонепроницаемости и морозостойкости.

Примечания: 1. Допускается также применение легких керамзитобетонов в соответствии с требованиями "Указаний по применению керамзитобетона для морских гидротехнических сооружений" РД 31.31.10-74.

2. Для покрытий территорий причалов следует применять бетон в соответствии с требованиями норм технологического проектирования морских портов по ГОСТ 8424-72 "Бетон дорожный".


Для основных несущих бетонных и железобетонных конструкций морских причальных сооружений, подвергающихся воздействию значительных эксплуатационных нагрузок, работающих, как правило, в условиях агрессивного воздействия внешней среды, рекомендуются тяжелые бетоны повышенной плотности с марочной прочностью, установленной СНиП II-56-77 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений", до марки М600.

При соответствующем обосновании допускается применение легких бетонов, в частности керамзитобетона, обладающего рядом преимуществ перед тяжелым: относительно невысокий объемный вес, повышенная растяжимость и др.

Однако опыта применения легкого керамзитобетона в морском портовом строительстве нет. Неизвестна степень сцепления арматуры с бетоном, а отсюда и его коррозионная стойкость. Поэтому применение легкого керамзитового бетона может быть допущено без оговорок для районов строительства с легкими гидрологическими условиями.

7.2(4.2). Марка бетона по прочности определяется расчетом, а также требованиями долговечности.

В зависимости от конструктивных особенностей и условий работы в сооружении для бетонных и железобетонных конструкций рекомендуются проектные марки бетона, приведенные в табл.11(2).

Таблица 11(2)

Позиция

Конструкции или элементы

Рекомендуемая марка бетона
по прочности при сжатии, кгс/см

1

Сваи и сваи-оболочки, сборные элементы верхнего строения, плиты уголковых стенок из предварительно-напряженного железобетона

300-600

2

То же, из обычного железобетона

200-400

3

Бетонные и железобетонные элементы и конструкции, подверженные истиранию (дорожные покрытия, защитные пояса, оболочки, козырьки и т.п.)

300-600

4

Массивы бетонные, бетонные и армированные элементы надводных строений (подпорные стенки, оголовки)

150-300

5

Бетон для заполнения анкерных стаканов арматурных пучков, железобетонных анкеров, торцевых прокладок, распределительных поясов

400-600

6

Бетон омоноличивания рабочих стыков и узлов

Проектная марка на одну ступень выше бетона омоноличиваемых элементов, а для бетона марки 400 и более равна марке бетона омоноличиваемых элементов


Примечания: 1. По требованиям расчета прочности и трещиностойкости, а также водонепроницаемости и морозостойкости по поз.2 и 4 могут применяться марки бетона выше приведенных в табл.11(2).

2. При армировании предварительно напряженных конструкций пучками из арматурной проволоки - гладкой и периодического профиля, диаметром 5 мм и более - проектная марка бетона должна быть не менее 400.



Обеспечение необходимой прочности конструкций может быть достигнуто при различных марках бетона за счет соответствующего изменения размеров сечения элементов.

При этом повышение марки бетона не всегда ведет к повышению экономических показателей конструкции. Поэтому при выборе марки бетона на прочность надлежит выполнять экономические сопоставления стоимости конструкции при различных марках бетона.

Оптимальным соотношением марки бетона и марки цемента является .

При этом соотношении расход вяжущего в бетоне составляет (250320) кг/м. При соотношении выше 0,75 расход цемента возрастает до (350400) кг/м для бетонов с осадкой конуса 4 см и до 450 кг/м для более пластичных смесей (например, бетон для густоармированных элементов).

Применение в основных конструкциях бетонов марок М200-М300 позволяет выполнить их, как показывают расчеты, с экономически целесообразным расходом вяжущего (цемента) - (250300) кг/м при водоцементных отношениях В/Ц, равных (0,540,7). Такой диапазон В/Ц позволяет обеспечить и соответствующие требования, связанные с долговечностью бетона.

Рекомендуемые в табл.11(2) марки бетона соответствуют опыту проектирования и строительства морских причальных сооружений.

7.3(4.3). В типовых проектах причальных сооружений, конструкций, деталей и узлов должны быть даны указания о том, что марки бетона по водонепроницаемости и морозостойкости, а также требования по обеспечению долговечности бетона в условиях агрессивного воздействия внешней среды устанавливаются при привязке проекта.


В зависимости от географического положения района строительства причального сооружения требования по долговечности устанавливаются по трем гидрометеорологическим условиям: тяжелым, средним, легким.

Зоны деления климатических условий устанавливаются в соответствии с "Указаниями по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" и по ГОСТ 4795-68 "Бетон гидротехнический".

7.4(4.4). Материалы, применяемые для приготовления гидротехнического бетона (цементы, поверхностно-активные органические добавки, песок, щебень, гравий, вода для затворения бетона и промывки заполнителей), должны отвечать требованиям ГОСТ 10268-80 "Бетон тяжелый. Технические требования к заполнителям", ГОСТ 22266-76 "Цементы сульфатостойкие", а также в зависимости от района строительства, агрессивности среды и зоны расположения конструкции - требованиям "Указаний по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" и главы СНиП II-28-73* "Защита строительных конструкций от коррозии".

Примечания: 1. Напрягающий цемент при применении должен удовлетворять требованиям ТУ 21-20-18-80 "Технические условия на напрягающий цемент с малой энергией самонапряжения".

2. Для элементов, изготавливаемых с пропариванием, введение водоотталкивающих и пластифицирующих добавок производится при специально отработанном режиме пропаривания, изложенном в "Указаниях по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" .


7.5(4.5). Арматура для железобетонных конструкций причальных сооружений должна удовлетворять требованиям глав СНиП II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции", СНиП II-28-73* "Защита строительных конструкций от коррозии", действующим ГОСТам или требованиям и условиям, утвержденным в установленном порядке, и настоящего Руководства.


Кроме того, необходимо учитывать изменения и дополнения главы СНиП II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции" (постановление Госстроя СССР N 67 от 11 мая 1981 г.).

Арматурная сталь класса А-III является наиболее массовым видом арматурной стали. Ее доля в общем выпуске арматурных сталей в нашей стране превышает 42% и составляет в настоящее время около 6 млн. т.

В результате совместной работы НИИЖБ (бюро внедрения) Госстроя СССР и Макеевского металлургического завода им. С.М.Кирова разработана система статистического регулирования качества арматуры в процессе ее производства, дающая возможность гарантировать с определенной доверительной вероятностью предел текучести, временное сопротивление, относительное удлинение и площадь поперечного сечения арматурных стержней.

Эта система позволила без изменения технологии производства получить сталь с более высоким расчетным сопротивлением, что легло в основу стандарта (ГОСТ 5.1459-72) на арматуру класса A-III.