7.1(4.1). Для бетонных и железобетонных конструкций морских причальных сооружений следует применять тяжелый гидротехнический бетон согласно ГОСТ 4795-68 "Бетон гидротехнический. Технические требования". Требования к бетону, которые должны быть приведены в проекте, в зависимости от конструкции сооружения и условий службы бетона назначаются в соответствии с "Указаниями по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" и настоящим Руководством и характеризуются марками по прочности, водонепроницаемости и морозостойкости. Примечания: 1. Допускается также применение легких керамзитобетонов в соответствии с требованиями "Указаний по применению керамзитобетона для морских гидротехнических сооружений" РД 31.31.10-74. 2. Для покрытий территорий причалов следует применять бетон в соответствии с требованиями норм технологического проектирования морских портов по ГОСТ 8424-72 "Бетон дорожный". |
Для основных несущих бетонных и железобетонных конструкций морских причальных сооружений, подвергающихся воздействию значительных эксплуатационных нагрузок, работающих, как правило, в условиях агрессивного воздействия внешней среды, рекомендуются тяжелые бетоны повышенной плотности с марочной прочностью, установленной СНиП II-56-77 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений", до марки М600.
При соответствующем обосновании допускается применение легких бетонов, в частности керамзитобетона, обладающего рядом преимуществ перед тяжелым: относительно невысокий объемный вес, повышенная растяжимость и др.
Однако опыта применения легкого керамзитобетона в морском портовом строительстве нет. Неизвестна степень сцепления арматуры с бетоном, а отсюда и его коррозионная стойкость. Поэтому применение легкого керамзитового бетона может быть допущено без оговорок для районов строительства с легкими гидрологическими условиями.
7.2(4.2). Марка бетона по прочности определяется расчетом, а также требованиями долговечности. В зависимости от конструктивных особенностей и условий работы в сооружении для бетонных и железобетонных конструкций рекомендуются проектные марки бетона, приведенные в табл.11(2). Таблица 11(2) | |||
Позиция | Конструкции или элементы | Рекомендуемая марка бетона | |
1 | Сваи и сваи-оболочки, сборные элементы верхнего строения, плиты уголковых стенок из предварительно-напряженного железобетона | 300-600 | |
2 | То же, из обычного железобетона | 200-400 | |
3 | Бетонные и железобетонные элементы и конструкции, подверженные истиранию (дорожные покрытия, защитные пояса, оболочки, козырьки и т.п.) | 300-600 | |
4 | Массивы бетонные, бетонные и армированные элементы надводных строений (подпорные стенки, оголовки) | 150-300 | |
5 | Бетон для заполнения анкерных стаканов арматурных пучков, железобетонных анкеров, торцевых прокладок, распределительных поясов | 400-600 | |
6 | Бетон омоноличивания рабочих стыков и узлов | Проектная марка на одну ступень выше бетона омоноличиваемых элементов, а для бетона марки 400 и более равна марке бетона омоноличиваемых элементов | |
Примечания: 1. По требованиям расчета прочности и трещиностойкости, а также водонепроницаемости и морозостойкости по поз.2 и 4 могут применяться марки бетона выше приведенных в табл.11(2). 2. При армировании предварительно напряженных конструкций пучками из арматурной проволоки - гладкой и периодического профиля, диаметром 5 мм и более - проектная марка бетона должна быть не менее 400. |
Обеспечение необходимой прочности конструкций может быть достигнуто при различных марках бетона за счет соответствующего изменения размеров сечения элементов.
При этом повышение марки бетона не всегда ведет к повышению экономических показателей конструкции. Поэтому при выборе марки бетона на прочность надлежит выполнять экономические сопоставления стоимости конструкции при различных марках бетона.
Оптимальным соотношением марки бетона и марки цемента является .
При этом соотношении расход вяжущего в бетоне составляет (250320) кг/м. При соотношении выше 0,75 расход цемента возрастает до (350400) кг/м для бетонов с осадкой конуса 4 см и до 450 кг/м для более пластичных смесей (например, бетон для густоармированных элементов).
Применение в основных конструкциях бетонов марок М200-М300 позволяет выполнить их, как показывают расчеты, с экономически целесообразным расходом вяжущего (цемента) - (250300) кг/м при водоцементных отношениях В/Ц, равных (0,540,7). Такой диапазон В/Ц позволяет обеспечить и соответствующие требования, связанные с долговечностью бетона.
Рекомендуемые в табл.11(2) марки бетона соответствуют опыту проектирования и строительства морских причальных сооружений.
7.3(4.3). В типовых проектах причальных сооружений, конструкций, деталей и узлов должны быть даны указания о том, что марки бетона по водонепроницаемости и морозостойкости, а также требования по обеспечению долговечности бетона в условиях агрессивного воздействия внешней среды устанавливаются при привязке проекта. |
В зависимости от географического положения района строительства причального сооружения требования по долговечности устанавливаются по трем гидрометеорологическим условиям: тяжелым, средним, легким.
Зоны деления климатических условий устанавливаются в соответствии с "Указаниями по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" и по ГОСТ 4795-68 "Бетон гидротехнический".
7.4(4.4). Материалы, применяемые для приготовления гидротехнического бетона (цементы, поверхностно-активные органические добавки, песок, щебень, гравий, вода для затворения бетона и промывки заполнителей), должны отвечать требованиям ГОСТ 10268-80 "Бетон тяжелый. Технические требования к заполнителям", ГОСТ 22266-76 "Цементы сульфатостойкие", а также в зависимости от района строительства, агрессивности среды и зоны расположения конструкции - требованиям "Указаний по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" и главы СНиП II-28-73* "Защита строительных конструкций от коррозии". Примечания: 1. Напрягающий цемент при применении должен удовлетворять требованиям ТУ 21-20-18-80 "Технические условия на напрягающий цемент с малой энергией самонапряжения". 2. Для элементов, изготавливаемых с пропариванием, введение водоотталкивающих и пластифицирующих добавок производится при специально отработанном режиме пропаривания, изложенном в "Указаниях по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений" . 7.5(4.5). Арматура для железобетонных конструкций причальных сооружений должна удовлетворять требованиям глав СНиП II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции", СНиП II-28-73* "Защита строительных конструкций от коррозии", действующим ГОСТам или требованиям и условиям, утвержденным в установленном порядке, и настоящего Руководства. |
Кроме того, необходимо учитывать изменения и дополнения главы СНиП II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции" (постановление Госстроя СССР N 67 от 11 мая 1981 г.).
Арматурная сталь класса А-III является наиболее массовым видом арматурной стали. Ее доля в общем выпуске арматурных сталей в нашей стране превышает 42% и составляет в настоящее время около 6 млн. т.
В результате совместной работы НИИЖБ (бюро внедрения) Госстроя СССР и Макеевского металлургического завода им. С.М.Кирова разработана система статистического регулирования качества арматуры в процессе ее производства, дающая возможность гарантировать с определенной доверительной вероятностью предел текучести, временное сопротивление, относительное удлинение и площадь поперечного сечения арматурных стержней.
Эта система позволила без изменения технологии производства получить сталь с более высоким расчетным сопротивлением, что легло в основу стандарта (ГОСТ 5.1459-72) на арматуру класса A-III.