Статус документа
Статус документа

РД 31.31.27-81 Руководство по проектированию морских причальных сооружений

13.17(8.9). Расчет сечений стальных элементов конструкций морских причальных сооружений следует выполнять в соответствии с требованиями СНиП II-23-81 "Стальные конструкции". При этом расчеты сечений элементов следует выполнить по формулам СНиП на стальные конструкции с применением расчетных усилий, определяемых по формуле [4(2)] настоящего Руководства.

13.18(8.10). Бетонные и железобетонные элементы конструкций причальных сооружений следует рассчитывать в соответствии с требованиями СНиП II-56-77 "Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений" и СНиП II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции" согласно данным табл.16(6).


Таблица 16(6)

Бетонные и железобетонные элементы конструкций сооружений и форма сечения

Напряженное состояние элементов конструкции

Нормативный документ, по которому выполняется расчет

Виды выполняемых расчетов

1. Все элементы конструкций без предварительного напряжения, за исключением указанных в поз.2

Изгиб, внецентренное сжатие или растяжение с относительно большим или малым эксцентриситетом и центральное растяжение

СНиП II-56-77

Расчеты прочности, ширины раскрытия нормальных трещин, деформаций на температурно-влажностные воздействия, на выносливость при числе циклов загружения 2·10 и более

2. Элементы предварительно напряженных конструкций, а также тавровые, двутавровые, ребристые, пустотелые, круглые и кольцевые сечения как предварительно напряженные, так и без предварительного напряжения

Изгиб, внецентренное сжатие или растяжение с относительно большим и малым эксцентриситетом, центральное растяжение, кручение с изгибом (сложное напряженное состояние)

СНиП II-21-75

Расчеты прочности, по образованию трещин, по закрытию (зажатию) нормальных и наклонных трещин, на продавливание, на отрыв закладных деталей коротких консолей



Расчеты сечений элементов бетонных и железобетонных конструкций следует выполнять по формулам СНиП II-56-77 и СНиП II-21-75 с учетом предусмотренных ими коэффициентов условий работы и с заменой левой части формул СНиП величиной расчетного усилия , определяемой по формуле [4(2)].

13.19(8.11). Расчеты бетонных и железобетонных элементов конструкций морских причальных сооружений по второй группе предельных состояний [по деформациям, образованию, раскрытию или закрытию (зажатию) нормальных и наклонных трещин] следует выполнять по СНиП II-56-77, СНиП II-21-75 и Руководству к СНиП на усилия, полученные статическими расчетами, выполненными с учетом требований пп.13.7(8.4) и 13.13(8.5).

13.20(8.12). При расчете устойчивости (первая группа предельных состояний) морских причальных сооружений и их элементов (кроме расчетов устойчивости анкерных стенок и плит) должно быть выполнено условие

                                                             [5(3)]


где - расчетное значение суммы сдвигающих конструкцию (элемент) сил или моментов (рис.3);

- расчетное значение суммы удерживающих конструкцию (элемент) сил или моментов (см. рис.3).

Рис.3. Схема к расчету устойчивости сооружения



13.21(8.13). Расчетные значения сдвигающих сил (моментов) определяются по формуле [см. также п.13.20(8.12)]

                                                 [6(4)]


где и - то же, что в п.13.16(8.8);

- дополнительный коэффициент условий работы, назначаемый по табл.17(7);

- сдвигающие силы или моменты, определяемые по указаниям настоящего Руководства и ведомственных нормативно-технических документов (см. прил.1) с применением в расчетах значений нагрузок и характеристик грунтов с учетом требований пп.13.7(8.4) и 13.13(8.5).

Таблица 17(7)

Позиция

Причина потери устойчивости сооружения или основания

Дополнительный коэффициент условий работы

 1

Потеря устойчивости сооружений при скольжении по плоскости (плоский сдвиг) и оснований причальных сооружений на глубинный сдвиг по ломаным (фиксированным) поверхностям скольжения в условиях плоской задачи

0,95

2

Потеря устойчивости оснований причальных сооружений и подпричальных откосов (на ограниченном участке между опорами) на глубинный сдвиг по круглоцилиндрическим поверхностям скольжения в условиях плоской задачи

0,75

3

Потеря устойчивости оснований причальных сооружений и подпричальных откосов (на ограниченном участке между опорами) на глубинный сдвиг по круглоцилиндрическим поверхностям скольжения в условиях пространственной задачи, а также с учетом влияния сцепления грунта и перерезывания свай в условиях плоской задачи

0,80

4

Потеря устойчивости сооружения от опрокидывания вокруг ребра вращения

1,20

5

Потеря устойчивости неполностью защемленной лицевой стенки больверков при повороте вокруг точки крепления анкера

1,05

6

Потеря устойчивости массива грунта, обеспечивающего анкерное крепление конструкций типа "больверк" (глубинный сдвиг)

1,20

7

Потеря устойчивости анкерной стенки заанкеренных больверков

1,50

8

Потеря устойчивости анкерных плит

1,55

9

Потеря устойчивости гравитационных причальных сооружений по методу глубинного выпора (метод Герсеванова)

0,80



13.22(8.14). Расчетные значения удерживающих сил (моментов) определяются по формуле [см. также п.13.20(8.12)]

                                                                 [7(5)]


где - коэффициент условий работы, принимаемый по указаниям главы СНиП II-16-76 для портовых сооружений равным 1,15;

- то же, что в п.13.16(8.8);

- удерживающие силы или моменты, определяемые по указаниям настоящего Руководства и ведомственных нормативно-технических документов (см. прил.1) с применением в расчетах значений нагрузок и характеристик грунтов в соответствии с требованиями пп.13.7(8.4) и 13.13(8.5).

13.23(8.15). При расчете общей устойчивости сооружений по схеме глубинного сдвига в предположении скольжения по круглоцилиндрическим поверхностям (метод Терцаги) должно быть выполнено условие

                                                      [8(6)]


где , , - то же, что в п.13.16(8.8);

- дополнительный коэффициент условий работы, принимаемый по табл.17(7), поз.2;

- то же, что в п.13.22(8.14);

и - соответственно суммы моментов сдвигающих и удерживающих сил относительно критического центра окружности скольжения, определяемые в соответствии с требованиями пп.13.21(8.13) и 13.22(8.14) по формулам (см. также рис.4)

Рис.4. Схема к расчету общей устойчивости сооружения в предположении скольжения
по круглоцилиндрическим поверхностям

     

                                                [9]

                                               [10]

где - радиус окружности скольжения;

- суммарный вес слоев грунта, элементов конструкции сооружения и временной эксплуатационной нагрузки в пределах -ой полосы;

- угол наклона к горизонтали касательной, проведенной к дуге скольжения в точке пересечения ее с линией действия силы , а также угол между вертикалью и радиусом , проходящим через указанную точку под -й полосой;

                                                                 [11]

- расстояние по горизонтали от центра вращения до линии действия силы ;

и - соответственно угол внутреннего трения и сцепление в основании -й полосы;

- длина дуги по основанию полосы;

- дополнительное гидродинамическое давление, величина которого определяется по указаниям п.13.28(8.19) настоящего Руководства;

- расстояние от уровня точки вращения до силы ;

- приведенная к 1 пог. м сооружения сила сопротивления сдвигу по поверхности скольжения за счет сопротивления излому свай, забитых ниже поверхности скольжения на глубину ; рекомендуется значение определять по Руководству к СНиП II-16-76; допускается определять по формуле

                                                       [12]


- изгибающий момент в свае ниже поверхности скольжения, значение которого принимается из двух условий: из условия прочности железобетонного сечения, определяемой по формуле СНиП II-56-77, или из условия защемления сваи ниже поверхности скольжения /1,25 по формуле

                                                  [13]


в расчет принимается меньшее из полученных значений;

- то же, что в п.13.35(8.25);

- то же, что в п.13.30(8.20);

- длина участка, в пределах которого на сваю передается активное и пассивное давление грунта. В зависимости от расстояния между осями свай вдоль линии кордона принимается: при ; при . Здесь - диаметр или сторона прямоугольного сечения сваи, при этом 1,0 м;

- половина длины изогнутой части сваи между поверхностями защемления (рис.5); ;

- расстояние от поверхности скольжения до торца сваи (см. рис.5).

Рис.5. Схема работы сваи, перерезаемой поверхностью скольжения,
при нарушении общей устойчивости основания сооружения



Примечания: 1. Для набережных-эстакад на сваях-оболочках, имеющих диаметр более 1 м, определяются: устойчивость основания сооружения (кривая скольжения не перерезает опоры), устойчивость подпричального откоса (кривая скольжения проводится через тыловой конец стенки сопряжения или тыловой конец верхнего строения) и дополнительные усилия, которые передаются на опоры при возможном нарушении устойчивости подпричального откоса, определенной из решения плоской задачи и выполнения расчета устойчивости подпричального откоса в условиях пространственной задачи.

При невыполнении условия устойчивости подпричального откоса в условиях плоской задачи производят расчет устойчивости части откоса, расположенной между соседними поперечными рядами опор, в условиях пространственной задачи [см. прим.2 к п.13.23(8.15) и рис.6, б]. При этом силы трения , действующие по торцам рассматриваемой части откоса, не должны превосходить по величине суммарной величины сил пассивного давления, действующих на опоры по их оси от линии откоса до окружности скольжения в пределах ширины опоры, т.е. , где ( - наружный диаметр опоры; в рассматриваемом случае одновременно является дополнительной нагрузкой на опору).