21.12(17.12). Горизонтальные нагрузки, действующие на расчетную секцию, допускается распределять между опорами (сваями) секции путем переноса равнодействующей горизонтальных сил в упругий центр системы [рис.43(26)] и приведения их к силе , действующей параллельно линии кордона, силе , действующей перпендикулярно линии кордона, и моменту, вызывающему вращение секции относительно упругого центра, [155(92)] где - момент от воздействия судовых швартовных нагрузок, активного давления грунта и временных нагрузок на тыловую грань ростверка; - равнодействующая горизонтальных сил; - плечо равнодействующей горизонтальных сил относительно упругого центра секции сооружения [см. рис.43(26)]; и - то же, что в п.19.7(14.6); - длина секции причала; , , - расстояния от упругого центра секции до соответствующих сил; - активное давление от собственного веса грунта и временных нагрузок, действующих на тыловую грань ростверка, на 1 пог. м причального сооружения, определяемое в соответствии с требованиями и указаниями пп.13.30(8.20)-13.33(8.23); - коэффициент трения грунта засыпки территории причала по тыловой грани ростверка; допускается коэффициент принимать при трении грунта по грунту равным , при трении грунта по бетону равным . Рис.43(26). Схема к расчету горизонтальных нагрузок на опоры от вращения секции. Примечание. За упругий центр системы принимается точка, проходя через которую, равнодействующая вызывает только поступательное смещение секции. 21.13.(17.13). Координаты упругого центра [см. рис.43(26)] определяются по формулам: [156(93)] где и - реакции опор от единичного горизонтального смещения, определяемые по указаниям пп.21.10(17.10) и 21.11(17.11); и - координаты опор относительно осей и [см. рис.43(26)]. Примечание. Для упрощения определения и отсчета координат упругого центра целесообразно за начало координат принимать точку пересечения осей крайних рядов опор [см. рис.43(26)]. 21.14(17.14). Усилия в элементах свайного основания: от горизонтальных составляющих судовых нагрузок нормальных и касательных к линии кордона и активного давления грунта на тыловую грань верхнего строения: [158(95)] от момента: [160(97)] Расчетные суммарные усилия (горизонтальные силы), действующие на опору (сваю), от составляющих и и момента [см. рис.43(26)] определяются по формулам: [162(99)] В формулах [158(95)]-[163(100)]: - усилия, действующие на опору (сваю) вдоль оси ; - усилия, действующие на опору (сваю) вдоль оси ; , - то же, что в пп.21.10(17.10) и 21.11(17.11); , - координаты -й опоры (сваи) относительно осей, проходящих через упругий центр свайного основания; , - смещения в направлении оси соответственно от поступательного движения и от поворота секции; , - смещения в направлении оси соответственно от поступательного движения и от поворота секции; - угол поворота секции причального сооружения, определяемый по указаниям п.21.15(17.15). Примечание. Знаки в формулах [162(99)] и [163(100)] перед значениями и определяются с учетом направления момента, вызывающего поворот секции. 21.15(17.15). Угол поворота секции относительно упругого центра от воздействия внешнего момента определяется по формуле [164(101)] где - момент инерции свайного основания. Остальные обозначения определены в пп.21.12(17.12) и 21.14(17.14). |
К пп.21.12(17.12)-21.15(17.15). Излагаемое решение распределения усилий от горизонтальных нагрузок на секцию между опорами является интерпретацией решения, изложенного в книге С.П.Антонова и В.П.Мейерсона "Расчет сооружений с высоким свайным ростверком" (Морской транспорт, 1957), применительно к сооружениям на цилиндрических опорах. Приведенные рекомендации соответствуют практике проектирования подобных сооружений.
Рекомендуемый в Руководстве метод расчета свободных рам является распространением метода последовательных приближений (Харди-Кросса) на расчет свободных рам с податливыми стойками.