Статус документа
Статус документа

РД 31.31.27-81 Руководство по проектированию морских причальных сооружений

21.12(17.12). Горизонтальные нагрузки, действующие на расчетную секцию, допускается распределять между опорами (сваями) секции путем переноса равнодействующей горизонтальных сил в упругий центр системы [рис.43(26)] и приведения их к силе , действующей параллельно линии кордона, силе , действующей перпендикулярно линии кордона, и моменту, вызывающему вращение секции относительно упругого центра,

                      [155(92)]

где - момент от воздействия судовых швартовных нагрузок, активного давления грунта и временных нагрузок на тыловую грань ростверка;

- равнодействующая горизонтальных сил;

- плечо равнодействующей горизонтальных сил относительно упругого центра секции сооружения [см. рис.43(26)];

и - то же, что в п.19.7(14.6);

- длина секции причала;

, , - расстояния от упругого центра секции до соответствующих сил;

- активное давление от собственного веса грунта и временных нагрузок, действующих на тыловую грань ростверка, на 1 пог. м причального сооружения, определяемое в соответствии с требованиями и указаниями пп.13.30(8.20)-13.33(8.23);

- коэффициент трения грунта засыпки территории причала по тыловой грани ростверка; допускается коэффициент принимать при трении грунта по грунту равным , при трении грунта по бетону равным .

Рис.43(26). Схема к расчету горизонтальных нагрузок на опоры от вращения секции.
Контуры верхнего строения ростверка показаны пунктиром



Примечание. За упругий центр системы принимается точка, проходя через которую, равнодействующая вызывает только поступательное смещение секции.


21.13.(17.13). Координаты упругого центра [см. рис.43(26)] определяются по формулам:

                                                          [156(93)]

                                                         [157(94)]


где и - реакции опор от единичного горизонтального смещения, определяемые по указаниям пп.21.10(17.10) и 21.11(17.11);

и - координаты опор относительно осей и [см. рис.43(26)].

Примечание. Для упрощения определения и отсчета координат упругого центра целесообразно за начало координат принимать точку пересечения осей крайних рядов опор [см. рис.43(26)].


21.14(17.14). Усилия в элементах свайного основания:

от горизонтальных составляющих судовых нагрузок нормальных и касательных к линии кордона и активного давления грунта на тыловую грань верхнего строения:

                                 [158(95)]

                              [159(96)]

от момента:

                                               [160(97)]

                                               [161(98)]

Расчетные суммарные усилия (горизонтальные силы), действующие на опору (сваю), от составляющих и и момента [см. рис.43(26)] определяются по формулам:

                                                 [162(99)]

                                            [163(100)]


В формулах [158(95)]-[163(100)]:

- усилия, действующие на опору (сваю) вдоль оси ;

- усилия, действующие на опору (сваю) вдоль оси ;

, - то же, что в пп.21.10(17.10) и 21.11(17.11);

, - координаты -й опоры (сваи) относительно осей, проходящих через упругий центр свайного основания;

, - смещения в направлении оси соответственно от поступательного движения и от поворота секции;

,  - смещения в направлении оси соответственно от поступательного движения и от поворота секции;

- угол поворота секции причального сооружения, определяемый по указаниям п.21.15(17.15).

Примечание. Знаки в формулах [162(99)] и [163(100)] перед значениями и определяются с учетом направления момента, вызывающего поворот секции.


21.15(17.15). Угол поворота секции относительно упругого центра от воздействия внешнего момента определяется по формуле

                               [164(101)]


где - момент инерции свайного основания.

Остальные обозначения определены в пп.21.12(17.12) и 21.14(17.14).

К пп.21.12(17.12)-21.15(17.15). Излагаемое решение распределения усилий от горизонтальных нагрузок на секцию между опорами является интерпретацией решения, изложенного в книге С.П.Антонова и В.П.Мейерсона "Расчет сооружений с высоким свайным ростверком" (Морской транспорт, 1957), применительно к сооружениям на цилиндрических опорах. Приведенные рекомендации соответствуют практике проектирования подобных сооружений.

Рекомендуемый в Руководстве метод расчета свободных рам является распространением метода последовательных приближений (Харди-Кросса) на расчет свободных рам с податливыми стойками.