Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд

Конструкция монолитных цементобетонных покрытий

2.6. Толщина бетонных покрытий должна быть, как правило, одинаковой по всей ширине проезжей части. На шестиполосных покрытиях толщину крайних внешних полос допускается увеличивать на 2 см для обеспечения проезда тяжелых автомобилей. Бетонные покрытия могут быть однослойными или при наличии соответствующего технологического оборудования - двухслойными, устраиваемыми методом сращивания слоев с одновременным уплотнением верхнего и нижнего слоев, с толщиной верхнего слоя не менее 6 см.

Толщину бетонных покрытий определяют расчетом. При использовании для покрытия бетонов, указанных в обязательном приложении 1, классов для нормативной нагрузки 50 кН на колесо минимальную толщину покрытия принимают по табл.2.1

Таблица 2.1


Основание

Минимальная толщина, см, покрытия при интенсивности движения расчетной нагрузки, ед./сут на полосу

более 2000

1000-2000

500-1000

100-500

менее 100**

Бетонное (мелкозернистый бетон, шлакобетон)

22

20

18 (16)

18* (16)

15*

Из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими

22

20

18 (16)

18* (16)

15*

Из щебня, гравия, шлака

-

22

20 (18)

18* (16)

16*

Из песка, песчано-гравийной смеси

-

-

20 (18)

18 (16)

16

____________________

* Толщина основания в этих случаях может быть на 2 см меньше указанной в п.2.3.

** Сооружаются при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Примечания: 1. В скобках приведена толщина покрытия для облегченных условий движения.

2. Если в поперечных швах штыри не применяются, толщину покрытия увеличивают на 2 см.

2.7. В покрытии устраивают продольные и поперечные швы (сжатия и расширения), делящие покрытие на плиты определенной длины и ширины. В конце рабочей смены или при длительных перерывах в бетонировании (более 2-4 ч) устраивают рабочие швы по типу швов сжатия и при необходимости швы расширения. Для предохранения покрытия от трещинообразования в раннем возрасте часть швов сжатия устраивают как контрольные и в первую очередь в свежеуложенном бетоне.

В швах предусматривают штыревые соединения. Пазы швов заполняют герметизирующим материалом.

Длину плит (расстояние между поперечными швами сжатия) на укрепленном основании и на устойчивом земляном полотне принимают по расчету, но не более 25, на земляном полотне с ожидаемыми неравномерными осадками (включая насыпи высотой более 3 м) - 22, а в местах перехода из выемок в высокие насыпи, в местах примыкания к искусственным сооружениям и в покрытиях шириной 6 м и менее - 20.

2.8. Продольные швы предусматривают при ширине покрытия более 23.

Контрольные швы, по конструкции аналогичные швам сжатия, обеспечивающие температурно-усадочную трещиностойкость в раннем возрасте, устраивают через каждые 2-3 плиты.

2.9. При устройстве швов расширения руководствуются данными табл.2.2. Ширину швов расширений (толщину прокладки) принимают равной 3 см.

Таблица 2.2

Ожидаемая для данного района температура нагрева покрытия в летнее время, °С


Толщина покрытия, см


Расстояние между швами расширения, число плит, при температуре воздуха во время бетонирования, °С

менее 5

5-10

10-15

15-20

более 20

Менее 40

20 и более

10

10

-*

-

-

Менее 20

10

10

10

-*

-

Более 40

20 и более

10

10

10

-*

-

Менее 20

10

10

10

10

-

____________________

* См. п.2.11.

2.10. Для повышения продольной устойчивости, лучшей совместной работы плит, увеличения динамической устойчивости основания и повышения транспортно-эксплуатационных качеств рекомендуется поперечные швы устраивать наклонными в плане или в виде "елочки" с уклоном к перпендикуляру 1:10 (рис.2.1). Количество штырей в продольном шве рассчитывают с учетом массы соседних плит без штырей в продольном шве.


Рис.2.1. Варианты расположения швов сжатия в плане
для повышения комфортности движения, для уменьшения
уступов между плитами (а, б и в), ровности покрытия
в жаркое время года (б и в)