Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

     5 Технические требования и методы испытаний


В качестве альтернативы требованиям, изложенным в настоящем разделе, изготовители транспортных средств, выпускающие в обращение на рынок Российской Федерации не более 20000 транспортных средств в год, могут получать сертификат соответствия на основании соответствующих технических требований, указанных в Директиве ЕС 70/220 "О сближении законов государств-членов в отношении мер, принимаемых для борьбы с загрязняющими выбросами механических транспортных средств" с поправкой 2002/80 от 03.10.2002*.
________________

* Опубликовано в Official Journal N L 291 от 28.10.2002.

5.1 Общие положения

5.1.1 Узлы, способные влиять на выброс вредных веществ, должны быть спроектированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы в нормальных условиях эксплуатации, несмотря на вибрацию, которой они могут быть подвержены, транспортное средство соответствовало требованиям настоящего стандарта.

5.1.2 Изготовитель должен принимать такие технические меры, которые в соответствии с требованиями настоящего стандарта обеспечивают в течение срока службы транспортных средств при нормальных условиях эксплуатации эффективное ограничение выбросов вредных веществ с отработавшими газами и в результате испарения. Эти меры включают в себя надежность креплений и соединений всех патрубков, входящих в систему ограничения выбросов, которые должны быть установлены так, чтобы соответствовать исходной конструктивной схеме. Для выбросов отработавших газов и выбросов в результате испарения должны быть выполнены соответственно требования  5.3.1.4 и 8.2.3.1.1.

5.1.2.1 Использование блокирующих устройств запрещается.

5.1.3 Заливные горловины топливных баков

Транспортное средство, оснащенное двигателем с принудительным зажиганием и работающее на неэтилированном бензине или которое может работать на неэтилированном бензине в сочетании с СНГ или КПГ, должно соответствовать требованиям 5.1.3.1 или 5.1.3.2.

5.1.3.1 При условии соблюдения требований 5.1.3.2 конструкция заливной горловины бензинового бака не должна позволять заполнять его с помощью топливозаправочного пистолета, наружный диаметр наконечника которого равен или превышает 23,6 мм.

5.1.3.2 Пункт 5.1.2.1 не применяют к транспортному средству, в отношении которого соблюдаются два следующих условия:

5.1.3.2.1 транспортное средство сконструировано и построено таким образом, чтобы этилированное топливо не оказывало отрицательного воздействия ни на одно устройство для предотвращения выбросов вредных веществ;

5.1.3.2.2 на этом транспортном средстве на хорошо видимом для лица, заполняющего бензиновый бак, месте проставляют легко читаемый и нестираемый символ для неэтилированного бензина по [1]. Допускается использовать дополнительную маркировку.

5.1.4 Изготовитель должен принимать необходимые технические меры для предотвращения чрезмерных выбросов в результате испарения и утечки топлива из-за отсутствия крышки заливной горловины топливного бака.

Для этого принимают следующие меры:

5.1.4.1 несъемную крышку заливной горловины топливного бака, открывающуюся и закрывающуюся автоматически;

5.1.4.2 элементы конструкции, не допускающие чрезмерных выбросов в результате испарения в случае потери крышки заливной горловины топливного бака;

5.1.4.3 любые другие меры, позволяющие достичь той же цели: использование крышки со страховочным фалом, крышки, страхуемой цепью, или крышки, для открытия которой используют тот же ключ, что и для замка зажигания транспортного средства, при этом ключ должен вытаскиваться из замка крышки заливной горловины только в закрытом положении.

5.1.5 Меры по обеспечению безопасности электронной системы

5.1.5.1 На любом транспортном средстве, оборудованном компьютером для контроля выбросов вредных веществ, должны быть предусмотрены элементы, исключающие возможность изменения его конструкции, не допускаемые изготовителем. Изготовитель должен выдать разрешение на изменения конструкции, если они необходимы для диагностического контроля, обслуживания, технического осмотра, модернизации или ремонта транспортного средства. Любые перепрограммируемые команды или эксплуатационные параметры должны быть защищены от несанкционированного вмешательства, имея в виду, что безопасная передача данных осуществляется с использованием диагностических средств по 6.5 дополнения 1 к приложению М. Любые съемные калибруемые модули памяти должны быть капсулированы, помещены в герметичный контейнер или защищены электронными алгоритмами и не должны поддаваться изменению без использования специализированных инструментов и процедур.

5.1.5.2 Программируемые параметры функционирования двигателя не должны поддаваться изменению без использования специализированных инструментов и процедур (например, речь идет о запаянных или герметичных элементах компьютера либо опечатанном или запаянном корпусе компьютера).

5.1.5.3 При использовании механических топливных насосов высокого давления, установленных на двигателях с воспламенением от сжатия, изготовители должны принять меры для защиты регулировки максимальной подачи топлива от несанкционированного вмешательства в эксплуатации.

5.1.5.4 Изготовитель может обратиться в орган по сертификации с просьбой об освобождении от выполнения одного из этих требований в отношении транспортных средств, которые не нуждаются в защите. К числу критериев, которыми руководствуется (но не ограничивается ими) орган по сертификации при рассмотрении обращения об упомянутом освобождении, относятся, в частности, доступность функциональных микросхем, высокие характеристики автомобиля и предполагаемый объем продажи транспортных средств.

5.1.5.5 Изготовители, использующие программируемые системы команд (например модули памяти типа EEPROM), должны исключить возможность несанкционированного перепрограммирования. Изготовители должны использовать эффективные стратегии защиты от несанкционированного вмешательства и предусматривать функции защиты, требующие электронного доступа к внешнему компьютеру, обслуживаемому изготовителем. Методы, позволяющие обеспечить адекватный уровень защиты от неправильного обращения, должны быть утверждены компетентным органом в установленном порядке.

5.1.6 Должна быть предусмотрена возможность проверки транспортного средства на предмет его пригодности к эксплуатации с целью определения характеристик, необходимых для испытания, собираемых по 5.3.7. Если проверка требует специальной процедуры, она должна быть описана в руководстве по эксплуатации (или эквивалентном сопроводительном документе). Процедура не должна требовать специального оборудования, кроме установленного на транспортном средстве.

5.2 Методы испытаний

Типы испытаний для сертификации транспортного средства приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Схемы предоставления сертификата соответствия и возможного распространения его действия