5.10.5 Освещение
5.10.5.1 Рабочее и аварийное освещение помещений предусматривать с учетом СНиП 23-05 и ПУЭ исходя из функциональных, эстетических, архитектурно-художественных и эксплуатационных условий.
5.10.5.2 В пассажирских помещениях станций применять общее равномерное или локализованное рабочее освещение, выполняемое световыми приборами с газоразрядными источниками света низкого и высокого давления. Использование ламп накаливания допускается при выполнении освещения исходя из архитектурно-художественных требований.
Элементы осветительных установок по классу светораспределения могут быть прямого (П), преимущественно прямого (Н), равномерного (Р), преимущественно отраженного (В) и отраженного (О) света.
5.10.5.3 В пассажирских помещениях станций и перегонных тоннелях нормируемые значения горизонтальной освещенности принимать по таблице 5.10.2.
Таблица 5.10.2
Помещение | Плоскость нормирования освещенности | Горизонтальная освещенность, лк |
Станция: | ||
средний и платформенный залы | Уровень пола | 200 |
кассовый зал | То же | 200 |
предэскалаторная зона | " | 100 |
гребенки эскалаторов и лестничные марши | Уровень гребенки, ступени | 100 |
Коридоры между станциями | Уровень пола | 100 |
Входные коридоры и подуличные переходы | То же | 75 |
Тоннель перегонный, тупиковый, соединительный | Уровень головок рельсов | 20 |
Участок тоннеля длиной 25 м перед платформой станции и после нее | То же | 60 |
Участок тоннеля перед порталом длиной, м: | ||
5 | Уровень головок рельсов | 1000 |
от 5 до 25 | То же | 750 |
" 25 " 50 | " | 500 |
" 50 " 75 | " | 300 |
" 75 " 100 | " | 150 |
" 100 " 125 | " | 60 |
" 125 " 150 | " | 20 |
Остряки стрелочных переводов путей | " | 20 |
Служебная платформа в тупиковом тоннеле | Платформа | 30 |
Примечания 1 Значение освещенности приведено для газоразрядных источников света. При использовании ламп накаливания норму освещенности понижать на одну ступень шкалы освещенности согласно п.4.1 СНиП 23-05. 2 Коэффициенты запаса и неравномерности освещенности для пассажирских помещений станции принимать по Рекомендациям [10]. |
Допустимое отклонение горизонтальной освещенности от нормативной должно составлять не более минус 10 +20%.
Расчет осветительных установок пассажирских помещений станций выполнять согласно приложению 5.10В.
5.10.5.4 В ОУ пассажирских помещений среднее значение показателя дискомфорта должно быть не более 20 с допустимым превышением до 20%.
При наличии специальных архитектурно-художественных требований среднее значение цилиндрической освещенности принимать равным 75 лк с допустимым отклонением не более минус 10 +20%.
5.10.5.5 Освещенность производственных, административных, медицинских, бытовых и других помещений принимать согласно КСЦ Метро-2.
5.10.5.6 Аварийное (эвакуационное) освещение предусматривать в пассажирских, производственных и бытовых помещениях станций, в тоннелях и в притоннельных установках. Освещенность в пассажирских помещениях и тоннелях должна составлять 5% уровня, нормируемого для рабочего освещения, но не менее 2 лк в пассажирских помещениях и 0,5 лк в тоннелях.
5.10.5.7 Освещение платформенных и средних залов станций предусматривать светильниками, расположенными в карнизах свода, кессонах потолка, а также открыто с применением рассеивателей, исключающих ослепление машинистов поездов.
Светильники применять, как правило, промышленного производства с пониженным уровнем шума на напряжение 220 и 380 В переменного тока.
Допускается использование светильников индивидуального изготовления, отвечающих требованиям НПБ 249 и ГОСТ 15150. В рабочей документации указывать технические характеристики и правила обслуживания таких светильников.
Светильники располагать в местах, доступных для обслуживания; не допускается их размещение над эскалаторами и ступенями лестниц, над рельсами путей и на высоте более 5 м.
Подвесные светильники (люстры) с одним узлом крепления должны иметь страховочные и спускные устройства.
Для обслуживания светильников предусматривать инвентарные (разборные, складные) лестницы и вышки.
5.10.5.8 Для освещения пространства под краем платформы станции предусматривать отдельную группу рабочего освещения с размещением светильников через 6 м.
5.10.5.9 В перегонных, соединительных и тупиковых тоннелях для рабочего и аварийного освещения применять светильники с люминесцентными лампами.
Напряжение на светильниках в рабочем и аварийном режимах питания должно быть не ниже 90% и не более 105% от номинального.
5.10.5.10 Рабочее освещение станций и перегонных тоннелей не должно ухудшать видимость сигнальных огней.
5.10.5.11 Световые указатели на путях эвакуации согласно 5.16 подключать к сети аварийного освещения.
На входах в соединительные сбойки предусматривать световые указатели "Аварийный выход на 1 (2) путь", а при выходе из сбойки - световые указатели направления движения к станциям с их названиями и расстояниями до них.