Статус документа
Статус документа

СП 32-105-2004 Метрополитены

5.6.3 Обделки, гидроизоляция и защита от коррозии

5.6.3.1 Конструкция обделок при закрытом способе работ

5.6.3.1.1 При закрытом способе работ обделки должны быть кругового или сводчатого очертания. Очертания стен и сводов при наличии бокового давления, пучения грунтов или гидростатического давления должны определяться расчетом.

Пустоты за обделкой заполнять твердеющими составами в соответствии с ВСН 132 или обеспечивать силовое прижатие монтируемых колец обделки к грунту.

5.6.3.1.2 Элементы сборных обделок должны иметь по внутреннему контуру фальцы, образующие в собранной обделке чеканочные канавки. При герметизации стыков упругими резиновыми прокладками или прокладками из других материалов на боковых поверхностях элементов предусматривать пазы.

5.6.3.1.3 Устройство однослойных обделок из набрызгбетона допускается в малообводненных скальных грунтах в сочетании с арматурной сеткой, анкерами, металлическими арками или при условии армирования набрызгбетона фибрами.

5.6.3.1.4 Элементы бетонных и железобетонных обделок должны иметь толщину не менее, мм:

а) железобетонные блоки сплошного сечения - 150;

б) ребра и спинки ребристых железобетонных блоков - 80;

в) своды и стены из монолитного бетона и железобетона - 200;

г) своды и стены из набрызгбетона - 100.

5.6.3.1.5 При раскрытии выработок в скальных грунтах по частям возможно применение обделок в виде свода переменной жесткости (с выносными пятами) из монолитного бетона, опирающегося одновременно на облегченные стены и на грунт.

5.6.3.1.6 Для сооружений, эксплуатируемых в условиях гидростатического давления свыше 0,3 МПа или знакопеременных температур, могут применяться сборно-монолитные сталебетонные обделки в виде блоков металлоизоляции с арматурными каркасами, бетонируемыми после их монтажа.

5.6.3.1.7 При сооружении тоннелей способом продавливания применять обделки кругового очертания из чугунных тюбингов или обделки в виде цельных секций (жестких рамных конструкций) прямоугольного очертания из монолитного железобетона.

Железобетонные секции заводского изготовления предусматривать максимальной длины, определяемой возможностями транспортного и грузоподъемного оборудования. Секции, изготовляемые непосредственно на строительной площадке, могут иметь длину до 20-30 м и более.

Для объединения цельных секций в продольном направлении использовать сварку выпусков арматуры, болтовые скрепления закладных деталей в пазах по торцам секций или соединение и обжатие продольной преднапряженной арматурой.

5.6.3.2 Конструкции обделок при открытом способе работ

5.6.3.2.1 Обделки тоннелей при открытом способе работ предусматривать в виде одно-, двух-, трех- или многопролетных замкнутых рам либо в виде сводчатых конструкций из сборного, монолитного или сборно-монолитного железобетона. Преимущественно рекомендуется применять обделки прямоугольного очертания.

5.6.3.2.2 В качестве сборных конструкций, возводимых в открытом котловане, использовать типовые обделки, состоящие из блоков перекрытия, стеновых, фундаментных и лотковых блоков, подколонников, колонн и прогонов. Модификации типовых конструкций осуществлять путем изменения конфигурации, размеров и типов отдельных блоков.

Объединение сборных элементов в рамную конструкцию предусматривать сваркой выпусков арматуры или закладных деталей, бетонированием зазоров, заливкой или чеканкой швов цементным раствором.

При пролетах перекрытия длиной более 12 м целесообразно применять предварительно напряженные железобетонные балки Т-образного или коробчатого сечения.

5.6.3.2.3 Обделки тоннелей при слабом грунтовом основании (пылеватые и мелкие водоносные пески, слабые глинистые грунты) предусматривать с предварительным устройством распределительной железобетонной плиты толщиной не менее 30 см, если состояние грунтов не требует проведения специальных работ, предотвращающих осадки конструкции.

5.6.3.2.4 При наличии соответствующей производственной базы рамные конструкции обделок перегонных тоннелей возможно применять в виде цельных секций. При преодолении водных преград возможно использовать обделку из погружных секций.

5.6.3.2.5 Конструкции, возводимые с применением технологии траншейных стен в грунте, выполнять по СТП 014.

5.6.3.2.6 В несущих конструкциях станций предусматривать деформационные швы, расстояние между которыми должно быть не более 60 м. В местах изменения типа конструкции, вида грунта в основании или резкого изменения нагрузок на обделку предусматривать дополнительные деформационные швы. Детали архитектурной отделки станций также должны иметь швы по линии деформационных швов конструкций.

5.6.3.2.7 При строительстве тоннельных сооружений в сейсмических районах расстояние между деформационными швами определять расчетом.

5.6.3.3 Гидроизоляция обделок и защита от коррозии

5.6.3.3.1 Необходимость устройства гидроизоляции и ее тип для обделок разных видов определяются инженерно-геологическими условиями строительства, величиной гидростатического давления, наличием агрессивных воздействий внешней среды, типом обделки, возможностями обеспечения водонепроницаемости бетона при принятой технологии ведения строительных работ, другими производственными условиями.

5.6.3.3.2 Конструкции тоннелей, сооружаемых в водоносных грунтах открытым способом, должны иметь сплошную наружную гидроизоляцию по всему контуру.