Школьная мебель и оборудование помещений должны учитывать специфику организации педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий, а также соответствовать ростовозрастным особенностям детей.
Гигиенические требования к размерам и расстановке школьной мебели и оборудования должны соответствовать действующим "Санитарным правилам по устройству и содержанию общеобразовательных школ", утв. МЗ СССР N 1186а-74 и Методическим рекомендациям об использовании школьной мебели, утвержденным Министерством здравоохранения СССР N 2177-85, а также дополнительным требованиям для школ-интернатов разного профиля:
а) в учебных помещениях для слабовидящих детей рекомендуются одноместные универсальные парты и столы с регулируемыми параметрами; при отсутствии возможности изменения наклона крышки парты или стола во время чтения можно использовать подставки (из плотного картона и фанеры) с наклоном 30-40° к горизонтальной поверхности.
Помещения для слепых детей оборудуются столами с горизонтальной доской, размер которой и специальные приспособления позволяют использовать для занятий учебники по Брайлю и хранить их. Кроме общепринятого школьного оборудования, рекомендуется дополнительный набор приборов и пособий, облегчающих обучение и восприятие материала (приборы для письма по Брайлю, для плоского письма, пишущие машинки для печатания по системе Брайля); специальное оптическое оборудование для использования остаточного зрения слепых и слабовидящих детей (прибор Брайля для фронтальной демонстрации рисунков на классной доске - доска-экран; ортоскопическая накладная лупа, планосферическая строчная лупа) и др.;
б) в учебных помещениях для умственно отсталых детей, учитывая их психологические способности, должны устанавливаться одноместные столы простой и надежной конструкции;
в) в учебных помещениях для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуются: ученические одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для педагога с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола учащихся. Слуховое оборудование монтируется на стационарно-закрепленных столах учащихся и учителя;
звукоусиливающую аппаратуру (комплект звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальный усилитель, питание которого осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В). При использовании звукоусиливающей аппаратуры для устранения реверберации звука необходимо предусматривать звукоизоляцию перекрытий и стен;
оборудование для фронтальной индивидуальной работы педагога с одним или двумя учащимися: стул и стол для педагога с логопедическим зеркалом (над столом учителя и на стене) и стулья для учащихся; комплект зондов, шпателей и экран для закрывания лица учителя;
экран для демонстрации фильмов, диапозитивов, диафильмов;
наглядные пособия для проведения занятий по развитию речи;
г) в учебных помещениях для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель, удобная для проведения занятия.
Размеры учебных парт, столов, стульев и кроватей принимаются по действующим ГОСТам на функциональные размеры школьной мебели для каждой возрастной группы.
Оборудование специальных школ-интернатов принимается в соответствии с действующим типовым перечнем учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, утвержденным Министерством просвещения СССР (1982 г.).
Оборудование помещений трудового обучения должно соответствовать требованиям "Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых производится трудовая подготовка учащихся", утвержденным Министерством просвещения СССР (1971 г.).
Учебная мебель и оборудование в классах, лабораториях и кабинетах располагаются так, чтобы основные светопроемы были только слева от учащихся; при этом "угол рассматривания" (горизонтальный угол, образованный линией взора учащегося и плоскостью классной доски) должен быть не менее 45°.
Парты и столы в учебных помещениях, как правило, следует устанавливать вдоль класса в два-три ряда (свет слева), если не требуется иное их расположение (в связи с характером занятий и условиями педагогического процесса) с целью облегчения восприятия демонстрируемых приемов или материала. Для детей с нарушениями слуха специфика учебного процесса требует расстановки парт и столов полукругом вокруг стола педагога, стационарного их закрепления для установки слуховой аппаратуры, увеличения расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий с учащимися во время урока.
В учебных помещениях для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата необходимо увеличение расстояния между рядами столов и парт; для слепых и слабовидящих детей с остротой зрения 0,1 парты (столы), независимо от их размера, должны устанавливаться ближе к преподавателю и доске; парты и столы детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется размещать дальше от окон и источников света.
Верстаки в столярной мастерской следует размещать перпендикулярно или под углом 30-40° к окнам, при расстоянии между верстаками не менее 80 см, между станками и верстаками не менее 90 см, от станков до стен не менее 50 см; верстаки-станки в слесарной мастерской должны устанавливаться вдоль стен в один-два ряда с расстоянием между рядами (проходы вдоль мастерской) от 1,2 до 1,7 м; ножные машины в швейной мастерской - вдоль окон в один ряд, при этом свет на лапку машины должен падать слева.
Во всех специальных школах-интернатах в помещениях для воспитанников I-IV классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, кабинетах врачей и других медицинских помещениях, учительской и комнате персонала необходимо предусматривать по 1 умывальнику; в помещениях столовой и других помещениях, не связанных с пребыванием детей, - по расчету для общеобразовательных школ.
В учебных и жилых помещениях санитарные узлы должны размещаться в непосредственной близости к спальным и классным помещениям.
Количество санитарных приборов, гигиенического оборудования в санитарных узлах специальных школ-интернатов рекомендуется рассчитывать с учетом профиля учреждения:
а) в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует устанавливать:
в учебно-жилых учейках: 1 унитаз на 8 девочек, 1 писсуар на 12 мальчиков и 1 унитаз на 8 мальчиков, 1 умывальник на 6 и одну ножную ванну на 12 человек; гигиенические душевые - из расчета 1 душевую сетку на 16 воспитанников школ-интернатов, расположенных в I и II климатических районах, на 10 воспитанников - в III и IV климатических районах; комната гигиены девочек из расчета 1 на 50 человек;
в общешкольных помещениях: 1 унитаз на 20 и 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз и 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков; для персонала школы-интерната уборные на 1 унитаз с умывальником в каждой не менее 2-х;
б) в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в санитарных узлах должны устанавливаться:
в учебно-жилых ячейках: один унитаз на 8 девочек, один унитаз и 0,5 м лоткового писсуара на 10 мальчиков; один умывальник на 3-х воспитанников (мальчиков, девочек); одна ножная ванна на 6 воспитанников, одна комната гигиены девочек на 30 девочек; одна уборная для персонала на учебный блок (один унитаз и один умывальник); гигиенические душевые из расчета одна душевая сетка на 12 воспитанников; при душевой две ванны с уборной на один унитаз и один умывальник - раздельные для мальчиков и девочек;
в общешкольных помещениях: один унитаз на 20 и один умывальник на 30 девочек; один умывальник, один унитаз и 0,5 м лоткового писсуара на 30 мальчиков; одну уборную для персонала на учебно-жилой блок. Около лотковых писсуаров и унитазов должны быть фиксирующие поручни;
в) в школах-интернатах для глухих, слабослышащих детей и детей с расстройствами речи должны устанавливаться: