Статус документа
Статус документа

Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

3. Основные требования
к зданию специальных общеобразовательных школ-интернатов


Строительство новых и реконструкция действующих (старых) специальных школ-интернатов разного типа должны осуществляться по типовым проектам и проектам реконструкции, разработанным в соответствии с заданиями на проектирование, утвержденными Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре (Госгражданстроем) при Госстрое СССР, а также в соответствии с требованиями СНиП II-65-73* "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".

________________

* Взамен СНиП II-65-73 с 01.07.87 принят ВСН 50-86 (БСТ 4-85). Взамен ВСН 50-86 действует СНиП 2.08.02-89 (БСТ 3-90). Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.     

По вместимости специальные общеобразовательные школы-интернаты могут быть одно- и двухкомплектными.

Допускается строительство специальных школ-интернатов, кооперированных с детским садом (комплексы), по специальным заданиям на проектирование, утвержденным в установленном порядке и согласованным с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

При строительстве или организации дошкольных групп в составе специальных школ-интернатов наборы площади, а также оборудование участков и помещений должны соответствовать "Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями умственного и физического развития" СН 540-81.

При размещении специальной общеобразовательной школы-интерната на участке и выборе композиционного решения здания необходимо соблюдать требования к ориентации окон учебных, спальных и других помещений по сторонам горизонта, установленные действующими нормами проектирования общеобразовательных школ, школ-интернатов и дошкольных учреждений, а также дополнительные требования, указанные в табл.2.

Таблица 2

Помещения

Севернее 45° с.ш.

Южнее 45° с.ш.

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая

1. Классная комната

Ю, В, ЮВ

не более 25% на Ю-З и З

Ю, Ю-В

любая, кроме З и Ю-З

2. Кабинет черчения

С

любая

С

любая

3. Лаборатория биологии

Ю

Ю-В, З

Ю

В, Ю-В, Ю-З

4. Спальня

любая, кроме северной части горизонта от 315° до 45° с.ш.

5. Логопедический кабинет

Ю, Ю-В, В

любая, кроме З, Ю-З

Ю, Ю-В

любая, кроме З, Ю-З

6. Плеопто-ортоптическая комната, кабинеты врача окулиста, педиатра, психиатра

С

В, С-В, С, С-З

С

В, С-З

7. Комната с ванной для массажа, лечебные комнаты для электро- и теплолечения, комнаты массажа, физиотерапевтический кабинет

Ю

без ограничений

Ю

без ограничений

8. Медицинская процедурная комната

В

то же

Ю

то же


Примечание: в школах-интернатах для слепых, слабовидящих, а также глухих и слабослышащих детей классные комнаты и другие учебные кабинеты и лаборатории должны иметь только оптимальную ориентацию, учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор.


Специфика организации учебно-воспитательного процесса, а также проведение в условиях учебного учреждения комплекса лечебно-восстановительных мероприятий определяют более сложный состав и большие нормы площади основных помещений, а также особые требования к взаимному их расположению.

Состав и площади помещений специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, принимаются согласно приложениям 2 и 3.

Конструктивные и объемно-планировочные решения зданий должны учитывать климатические условия районов строительства и функциональное назначение учреждений.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты могут размещаться в одном здании блочного типа, в нескольких корпусах, соединенных теплыми переходами (в I, II, III климатических районах), или в отдельных корпусах (в IV климатическом районе).

Этажность зданий должна учитывать контингент воспитанников школ-интернатов (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобной, простой и короткой связи не только внутри здания и в пределах учебно-жилой ячейки, но и с участком. Поэтому, как правило, здания не должны быть выше двух этажей.

Это правило обязательно соблюдается при строительстве школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, а также умственно отсталых.

Для глухих и слабослышащих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство трехэтажных зданий при наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, а также при реконструкции зданий в затесненной, сложившейся городской застройке. В этих случаях необходимо соответствующее обоснование и согласование с местными органами государственного санитарного надзора. В условиях сложного рельефа рекомендуется устройство непосредственного выхода из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.

При организации в специальной общеобразовательной школе-интернате групп дошкольного возраста групповые ячейки должны размещаться в изолированных зданиях или блоках высотою не более двух этажей.

Высота всех помещений (от пола до пола вышележащего этажа), за исключением зальных, должна быть не ниже 3,3 м, а спортивного зала не менее 6,0 м. Высота актового зала должна обеспечивать возможность нормальной видимости при демонстрации кинофильмов и быть не менее 4,5 м, высота обеденного зала - 3,6-4,2 м.

Планировочное решение здания, независимо от профиля школы-интерната, должно обеспечивать четкое деление здания на две основные функциональные группы помещений (учебно-жилую и общешкольную). При этом следует предусматривать удобные и короткие связи между учебно-жилой и общешкольной группой помещений с соблюдением автономности их размещения и эксплуатации, а также возможность проведения общешкольных мероприятий и организации карантина.

Учебно-жилые и общешкольные помещения, в зависимости от их назначения, следует располагать в самостоятельных блоках. Учебно-жилые блоки не допускаются проходные, они должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума, пыли, запаха, и иметь удобные связи с общешкольными помещениями и участком.

Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство проживающим детям и мешать или нарушать работу педагогического, медицинского или административного аппарата (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные мастерские и др.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими помещениями.

К группе учебно-жилых относятся помещения для учебных занятий (классы), отдыха (рекреация, гостиные), сна (спальни), санитарные узлы, комната для чистки одежды и обуви, комната дежурного воспитателя, подсобные и другие помещения, в зависимости от профиля учреждения и возраста детей.

Учебные и жилые помещения в специальных школах-интернатах рекомендуется группировать по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу, в зависимости от комплектации классов и воспитательских групп: для учащихся-воспитанников подготовительных классов, для I-Ill или I-IV; IV-VIII и V-VIII; IX-X, IX-XI или IX-XII классов.

Допускается объединять в учебно-жилые ячейки помещения (учебные, рекреации, спальни, санитарные узлы и др.) для одной подготовительной группы, двух классных групп I-Ill или I-IV классов, двух-трех групп IV-VIII классов или двух-четырех для V-VIII и IX-XII классов.