Статус документа
Статус документа

Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии

     

2. Требования к размещению и участку


Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, должны размещаться в наиболее благоприятных природных и гигиенических условиях: на обособленных участках, в озелененных районах, желательно в пригородной зоне или вблизи парков и внутри квартальных зеленых массивов; вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и дорог с интенсивным движением транспорта, а также других источников шума, загрязнения воздуха и почвы. Участок рекомендуется располагать удобно по отношению к источникам водоснабжения, электроснабжения, инженерным коммуникациям; он должен иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей с нарушениями слуха должны располагаться в наиболее тихих районах населенного пункта, удаленных от транспортных магистралей и проездов, радиостанций, радиорелейных установок-пунктов, чтобы исключить возможность нарушения работы аудиометрической аппаратуры.

При создании специальных дошкольных учреждений для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад - школа) на одном участке. Это способствует большей преемственности в воспитании и обучении детей с нарушениями развития. Каждое из этих учреждений должно размещаться в отдельном здании или блоке при строгом соблюдении принципа изоляции детей разного возраста как в зданиях, так и на участке.

При определении общей площади участка, набора площадок и их оборудования необходимо учитывать для каждого типа школы-интерната специфику использования участка как в оздоровительно-восстановительных целях, так и для учебно-профессиональной подготовки. Участки специальных общеобразовательных школ-интернатов требуют более развитого состава игровых площадок, большей площади учебно-опытной зоны, в отдельных случаях расширенного набора площадок для трудового обучения и профессиональной подготовки, специального оборудования и оснащения их. Это прежде всего относится к школам-интернатам для слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей, а также для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Площадь земельного участка не должна быть менее 2,2-2,5 га (в зависимости от профиля учреждения).

Плотность застройки участка не должна быть более 20%.

Примерный состав и площади элементов участка для специальных общеобразовательных школ-интернатов разного профиля с учетом специфики их использования приводятся в приложении 1.

В зависимости от местных условий и вместимости учреждений допускается увеличение количества площадок.

На земельных участках специальных общеобразовательных школ-интернатов должны предусматриваться площадки для встречи родителей с детьми.

При наличии в составе школы-интерната дошкольных групп набор площадок для детей дошкольного возраста и их оборудование должны соответствовать требованиям Инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития (СН 540-81).

При зонировании участка следует учитывать удобство связи отдельных групп помещений с соответствующими зонами и площадками на участке.

Учебно-опытная зона располагается на расстоянии от здания школы-интерната не менее одной его высоты. Допускается ее разделение аллеями и дорожками.

Игровые площадки для активного и тихого отдыха желательно располагать в непосредственной близости от выходов из учебно-жилых и групповых ячеек здания, что особенно важно для детей дошкольного возраста. Для дошкольников и школьников с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых детей непосредственная удобная связь учебно-жилых помещений с площадками на участке является обязательной.

Площадки для тихого отдыха рекомендуется размещать вдали от спортивной зоны и площадок для подвижных игр, разделяя их посадками кустарников и деревьев.

Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой и иметь самостоятельный выезд на улицу. Хозяйственные постройки на хозяйственном дворе (хозяйственный корпус, сарай, овощехранилище) рекомендуется строить по типовым проектам.

Во избежание травматизма подходы к зданию, пути движения воспитанников на участке к площадкам для отдыха, спортивным и учебным не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие.

Озеленение участка должно составлять не менее 50% его территории. Категорически запрещается посадка деревьев и кустов с ядовитыми плодами и ягодами, а также колючих кустарников.

Планировка и оборудование участка и отдельных площадок должны учитывать особенности деятельности и физических возможностей детей с нарушениями развития. Особые требования предъявляются к участкам общеобразовательных школ-интернатов для слепых, слабовидящих, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

а) на территории участка школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5°, а ширина их не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха;

б) на участках для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек, для безопасности передвижения детей, должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка - на высоте 15 см. Ограждения предусматриваются для всех предметов, которые могут быть препятствием при ходьбе детей: деревья, кустарники, столбы и др.

Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий (к асфальту добавляется гравий). Шероховатая поверхность покрытий служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15 см). Для выработки ориентации у слепых детей целесообразна посадка деревьев с разным запахом (хвойные, фруктовые и др.). Для слабовидящих детей в качестве ориентира могут высаживаться яркие цветы.

Для физических упражнений и игровой деятельности слепых и слабовидящих детей с целью облегчения овладения пространством, развития свободы и ловкости движений, особенно для проведения восстановительных мероприятий и развития компенсаторных реакций у слепых детей, необходимо устраивать специальные площадки, с ограждением ровной утрамбованной или покрытой травой поверхностью. В качестве ограждения таких площадок рекомендуется устраивать канавки шириной 15-20 см или, при травяном покрытии, снимать дерн полосой 1-1,5 м, а при утрамбованном - обкладывать дерном или засеивать травой.

Заборы, стены, столбы и другие препятствия должны отстоять от границы игровых площадок на расстоянии не менее 2,5-3,0 м. Защитная полоса вокруг площадки может быть наклонной (под углом 10-12°, шириной не менее 3,0-3,5 м), длина игровой площадки - 10-20 м.

Участок специальных школ-интернатов любого профиля должен иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

В вечернее время на территории участка должно быть обеспечено искусственное освещение, исходя из нормы в 20 лк на земле при лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах.