МДС 13-10.2000
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО АУДИТА ТАРИФОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОКАЗЫВАЮЩИХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
УТВЕРЖДЕНА приказом Госстроя России от 29.12.97 г. N 17-142
1.1. Настоящая Методика разработана в целях регламентации проведения финансового аудита тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Она может быть использована также в качестве руководства для проведения экспертизы тарифов на жилищно-коммунальные услуги специализированными структурами субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
1.2. Основные понятия, используемые в настоящей Методике:
Регулируемая деятельность - деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг жилищно-коммунального назначения, а именно:
- деятельность по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
- деятельность по водоснабжению, водоотведению, тепло-, электро- и газоснабжению населения и других потребителей;
- деятельность по предоставлению жилищных услуг, если данные услуги предоставляются не на конкурсной основе.
Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, сетевой газ, водоснабжение, водоотведение, содержание и текущий ремонт жилищного фонда и другие жилищные услуги.
Регулирующие органы (органы, осуществляющие регулирование тарифов) - органы, в компетенцию которых входит рассмотрение финансово-экономической информации по установлению тарифов с целью дальнейшего их утверждения органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (региональные энергетические комиссии, подразделения местных администраций или другие уполномоченные органы).
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность (организации) - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в оплату жилья и коммунальных услуг и которые представляют расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы.
Аудит тарифов (аудит) - вид аудиторской услуги, заключающейся в независимой вневедомственной финансовой и технологической экспертизе факторов, влияющих на формирование тарифов и финансово-экономической информации, представляемой организациями в целях обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности.
Аудиторское заключение по обоснованности тарифов - документ, подготовленный независимой аудиторской организацией (аудитором) по результатам аудита.
1.3. Настоящей Методикой устанавливается рекомендуемый порядок проведения финансового аудита тарифов в организациях - локальных монополистах, производящих товары, выполняющих работы и оказывающих услуги жилищно-коммунального назначения (в дальнейшем - оказание услуг) по следующим видам деятельности:
- теплоснабжение,
- электроснабжение,
- водоснабжение и водоотведение,
- жилищные услуги (содержание и ремонт мест общего пользования в жилых зданиях, включая обслуживание лифтов и вывоз бытовых отходов), если данные услуги предоставляются не на конкурсной основе.
1.4. Аудит, выполняемый в соответствии с настоящей Методикой, решает задачи:
- выявление непроизводительных затрат и внутренних резервов предприятий с целью повышения эффективности производства;
- повышение ответственности предприятий за экономическое обоснование тарифов на оказываемые услуги;
- повышение объективности в принятии решений регулирующими органами по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1.5. Рекомендуемый настоящей Методикой порядок проведения аудита предусматривает его специальное назначение, направленное на глубокое изучение финансово-экономической информации, связанной с необходимостью экономического обоснования организациями, осуществляющими регулируемую деятельность тарифа на оказываемые этими организациями услуги.
Аудит тарифов, как аудит специального назначения, регламентируемый настоящей Методикой, не ставит своей целью проведение в отношении организаций полной аудиторской проверки по установлению достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству бухгалтерской (финансовой) отчетности, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Специальным назначением настоящего аудита является проверка фактической и планируемой себестоимости и прибыли, как составных частей тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1.6. Аудит тарифов проводится в полном соответствии с аудиторскими стандартами, формулирующими единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающими определенный уровень гарантии результатов аудита при их соблюдении.
1.7. Результатом проведения аудита тарифов должно быть аудиторское заключение по обоснованности тарифов, которое должно содержать следующую информацию:
- описание методов экспертизы тарифов и оснований для их выбора;
- оценку достоверности финансовой информации, принятой по обоснованию расчетной величины тарифов;
- оценку обоснованности определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;
- оценку обоснованности общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах по видам регулируемой деятельности на период утверждения тарифов;
- анализ динамики тарифов с 1992 года, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности;
- сведения о динамике цен на приобретаемые ценности;
- анализ отклонений этих цен от рыночных либо от установленных тарифов;
- анализ норм и нормативов, их полноты, динамики, сравнение со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;
- сведения о соблюдении предприятием установленных норм и нормативов;
- сведения о системе контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей;
- данные о суммах и удельном весе в себестоимости производственных потерь, их причинах;
- сведения о доле в себестоимости затрат на энергоресурсы, динамика тарифа за проверяемый период;
- анализ цен, объемов и динамики расходов на приобретение услуг сторонних организаций;
- результаты выборочного контроля полученных работ и услуг, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;
- выборочная оценка влияния переоценки основных средств различными способами на сумму амортизации;
- данные о степени изношенности основных средств;
- результаты проверки целевого использования амортизационных отчислений;
- результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;
- оценка расчетов стоимости работ, указанных в сметах; данные о выполнении планов по капремонту;
- результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
- проекты планово-предупредительных работ - процент исполнения, соответствие нормам;
- расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их обоснованности;
- наличие и обоснованность фактов передачи во временное пользование либо иного выбытия товарно-материальных ценностей;
- сведения об обоснованности складских запасов:
- доля в себестоимости аварийно-восстановительных работ. Причины аварий;
- расшифровка цеховых и общепроизводственных расходов;
- анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости;
- анализ применяемых норм и нормативов потребления: особенности этих норм;
- анализ данных, на основании которых был рассчитан тариф, и фактических данных за предыдущий год;
- выводы и предложения по путям снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности.
Методы проведения аудита устанавливаются аудиторскими организациями (аудиторами) самостоятельно таким образом, чтобы было обеспечено полное отражение в аудиторском заключении информации, предусмотренной пунктом 1.7 настоящей Методики.
1.8. Заказчиками аудита тарифов могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках их полномочий по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1.9. Отбор аудиторских организаций (независимых аудиторов) определяется на конкурсной основе.
Анализ организационно-правового статуса организации осуществляется путем проверки на наличие и соответствие требованиям действующего законодательства и нормативно-правовым актам следующих документов:
- Устав.
- Договор на пользование имуществом (или договор аренды).
- Данные Госстатистики о присвоении кодов по выполняемой деятельности.
- Лицензии на право осуществления видов деятельности.
- Контракт руководителя предприятия с собственником.
- Организационная структура управления.
- Распорядительные документы органов местного самоуправления или других уполномоченных органов, устанавливающие для предприятия определенные условия по осуществлению регулируемой деятельности.
- Учетная политика предприятия.
Анализ устава предприятия дает возможность аудитору не только ознакомиться с профилем и задачами деятельности предприятия, но и глубже изучить финансовую сторону деятельности, закрепленную в Уставе в виде таких экономических категорий, как величина уставного капитала, резервный фонд, фонды специального назначения.
Анализ договора на пользование имуществом должен установить условия деятельности и порядок использования прибыли от выполняемых видов деятельности на переданном организации в пользование имуществе.
Анализ кодов выполняемых видов деятельности должен установить необходимое соответствие возможности получения в законодательном порядке налоговых льгот и необходимость получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.
Анализ лицензий на право осуществления видов деятельности должен установить наличие лицензий и указанных в них условий по осуществлению отдельных видов деятельности, выданных органами местного самоуправления, охраны природы, Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Минприроды и др.
Анализ контракта руководителя определяет установленные собственником условия осуществления деятельности руководителем предприятия, которые могут использоваться для оценки этой деятельности и определения возможностей влияния на результаты деятельности.
При анализе организационной структуры управления целесообразно провести изучение работы производственных подразделений предприятия, беседы с персоналом, не связанным с ведением учета. Все это позволяет получить необходимую информацию, убедиться в наличии и сохранности активов, иметь представление об условиях производства.
При осмотре производственных подразделений предприятия определяется взаимосвязь отдельных его частей, их территориальное расположение, знакомство с особенностями технологического процесса производства, планами предприятия и т.п.
Знание этих особенностей позволит определить:
- информацию и сроки, необходимые для контроля за хозяйственной деятельностью,
- содержание внутренней отчетности,
- правильность выбора объектов учета для записи их в соответствующие регистры,
- формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения,
- порядок документооборота.
Знание технологии производства особенно важно при определении наиболее рациональных форм и методов учета затрат на производство услуг и калькулирования себестоимости услуг для обеспечения контроля за соблюдением производственных норм и норм потребления жилищно-коммунальных услуг.
Выявляя организационные и производственные особенности предприятия, определяются объем и характер учетной работы, структура бухгалтерии и формы ее связи с отдельными частями предприятия.
Распорядительные документы регулирующих органов анализируются для определения условий деятельности предприятия в периоде, предшествующем регулируемому, и в регулируемом периоде, а также в целях установления порядка проверки расчетов планируемой величины тарифа на услуги, представляемых в регулирующий орган.