Статус документа
Статус документа


     РД-200-РСФСР-15-0150-81
РД-200-УССР-90-82

     

РУКОВОДСТВО
ПО ДИАГНОСТИКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

     

Срок действия с 01.07.82
до 01.07.87


УТВЕРЖДЕНО  Заместителем Министра автомобильного транспорта РСФСР Н.С.Акулинушкиным, 3 ноября 1981 года; Заместителем Министра автомобильного транспорта УССР А.П.Деркач, 4 декабря 1981 года

ВВОДИТСЯ ВЗАМЕН "Руководства по диагностике 1975 г."


Начальник технического управления

И.М.Марков, 2 ноября 1981 года

Директор НИИАТ

В.Н.Иванов, 2 ноября 1981 года

Начальник технического управления

В.П.Могила, 3 декабря 1981 года

Директор ГосавтотрансНИИпроект

Н.А.Попченко, 20 ноября 1981 года


В руководстве изложены основные положения по организации и технологии диагностирования подвижного состава автомобильного транспорта, определена цепь и задачи диагностики, как средство, повышающее безопасность автомобилей, снижающее трудоемкость ТО и ТР, повышающее коэффициент технической готовности, уменьшающее расход топлива, шин и др. эксплуатационных материалов, обеспечивающего снижение затрат на техническую эксплуатацию автомобилей. Приведены перечни диагностических операций Д-1 и Д-2, трудоемкости, табель средств диагностирования, предельные значения диагностических признаков (параметров), рекомендуемые планировки после диагностики и др.

Руководство предназначено для инженерно-технических работников автомобильного транспорта, работающих в области организации и технологии ТО и ремонта автомобилей, а также для проектных организаций (для включения комплектов диагностического оборудования в проекты АТП).

Руководство написано коллективом авторов НИИАТ, ГосавтотрансНИИпроекта, МАДИ, ХАДИ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В Рувоводстве излагаются основные положения по организации диагностики технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта в легковых, грузовых, автобусных и смешанных автотранспортных предприятиях (АТП) различной мощности.

1.2. Техническая диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автомобилей, основным методом проведения контрольных и контрольно-регулировочных работ. В системе управления технического службой АТП диагностика является подсистемой информации.

1.3. В основу организации диагностики автомобилей положена действующая в СССР планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, изложенная в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта".

1.4. В условиях АТП техническая диагностика должна решать следующие задачи:

- уточнение выявленных в процессе эксплуатации отказов и неисправностей;

- выявление автомобилей, техническое состояние которых не соответствует требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды;

- выявление перед ТО неисправностей, для устранения которых необходимы трудоемкие ремонтные или регулировочные работы в зоне текущего ремонта (ТР);

- уточнение выявленных в процессе проведения ТО и ТР характера и причин отказов или неисправностей;

- прогнозирование безотказной работы агрегатов, систем и автомобиля в целом в пределах межосмотрового пробега;

- выдача информации о техническом состоянии подвижного состава для планирования, подготовки и управления производством ТО и ТР;

- контроль качества выполненных работ ТО и ТР.

1.5. Режим работы диагностических участков в АТП должен быть увязан с режимом работы зон ТО и ТР.

1.6. Для крупных АТП перспективным является подчинение самостоятельных диагностических участков отделам технического контроля. Информационно они должны быть связаны с группами управления производством или подразделениями АТП, занятыми оперативным планированием производства ТО и ТР автомобилей (там, где нет ГОУПа). Посты, находящиеся на производственных участках ТО и ТР подчиняются соответствующим начальникам участков.

Ответственность за организацию диагностики на автотранспортных, ремонтных и других предприятиях возлагается на технического руководителя предприятия.

1.7. Выполнение рекомендаций, изложенных в настоящем Руководстве, обязательно для всех предприятий и организаций, находящихся в подчинении Министерств автомобильного транспорта РСФСР и УССР, а также для всех других министерств и ведомств, расположенных на территориях РСФСР и УССР, эксплуатирующих подвижной состав автомобильного транспорта и выполняющих его техническое обслуживание и ремонт, занятых разработкой технологии, проектированием и реконструкцией производственной базы АТП, за исключением предприятий Министерства обороны СССР, Комитета Государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР.

1.8. Изложенные в настоящем "Руководстве..." указания в части организации, технологии диагностирования; нормативных значений контролируемых параметров, использования оборудования и планировочных решений распространяются также на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА).

Средства диагностирования могут быть использованы на станциях диагностики (СД) ГАИ, на авторемонтных заводах (АРЗах).

2. ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ

2.1. Диагностирование по назначению, объему работ, месту в технологическом процессе технического обслуживания (TO) и текущего ремонта (ТР) подразделяется на Д-1 и Д-2, выполняемые с периодичностью соответствующих видов технического обслуживания TO-1, ТО-2 и Д - выполняемую по потребности.

2.2. Диагностирование Д-1 проводится перед каждым ТО-1 в день постановки автомобиля на обслуживание или при ТО-1. В отдельных случаях, когда работа подвижного состава осуществляется в условиях повышенной опасности (в горных условиях при перевозке пассажиров и др.), периодичность Д-1 может быть уменьшена.

Диагностирование Д-1 предназначается, главным образом, для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

В процессе Д-1 допускается выполнение регулировочных работ (без демонтажа механизмов и узлов) в объеме, предусмотренном технологией диагностирования.

2.3. Диагностирование Д-2 предназначается для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д-2 составляется углубленный диагноз технического состояния автомобиля, устанавливаются объемы ремонтных воздействий, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания исправного технического состояния автомобиля до очередного Д-2.

Диагностирование Д-2 - проводится перед ТО-2 (за 1-2 дня). Это позволяет лучше спланировать работу технической службы и подготовить производство к выполнению технического обслуживания и текущего ремонта, что обеспечивает повышение коэффициента технической готовности парка. В процессе Д-2 также допускается выполнение регулировочных работ механизмов и узлов (без их демонтажа), предусмотренных технологией диагностирования.

Исходя из технологической целесообразности при ТО-2 допускается выполнение работ ТР, трудоемкость которых не превышает 20% от трудоемкости ТО-2.

Eсли ремонтные работы, выявленные в процессе Д-2, по трудоемкости превышают указанные выше величины, то они выполняются в зоне ТР до постановки автомобиля в ТО-2.

Перед и в процессе Д-2 проводятся необходимые подготовительные работы в соответствии с принятой технологией диагностирования, кaк, например, подкачка шин, установка автомобиля на стенд, присоединение датчиков, прогрев двигателя и др. агрегатов до рабочей температуры и т.д.

2.4. Диагностика Д служит для контроля технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля в процессе технического обслуживания и на специализированных постах при текущем ремонте (как например: контроль и регулировка света фар, углов установки колес, приборов системы зажигания и др.).

2.5. Для контроля качества выполнения работ TO-1, ТО-2 по требованию ОТК или механиков колонн осуществляется выборочная проверка автомобилей с использованием средств диагностирования.

После текущего ремонта агрегатов и систем, влияющих на безопасность движения, контроль качества выполненных работ проводится на диагностическом оборудовании.

3. ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

3.1. Технология диагностирования автомобилей содержит: перечень и последовательность выполнения операций, коэффициенты повторяемости, трудоемкость, разряд работы, используемые инструмент и оборудование, технические условия на выполнение работ.

3.2. В зависимости от сменной программы и типа подвижного состава диагностические работы выполняются на отдельных постах (тупиковых или проездных) или постах, расположенных в линию.

3.3. Texнология составляется раздельно по видам диагностики Д-1, Д-2 и Д.

3.4. Для специализированных peмонтно-регулировочных и диагностических постов Д технология составляется по отдельным диагностируемым агрегатам, системам и видам работ (тормозная система, рулевое управление, углы установки колес, балансировка колес, установка фар и т.д.).

3.5. При разработке технологии диагностирования следует руководствоваться установленными перечнями диагностических операций по видам диагностики (приложения 1, 2), которые являются частью контрольных работ, приведенных в действующем Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, а также перечнем диагностических признаков (параметров) и их предельными значениями (приложение 5).

3.6. Типовая технология диагностирования должна содержать подготовительные работы, выполняемые перед диагностированием, собственно диагностирование, регулировку и заключительные работы, выполняемые по результатам диагностирования.

3.7. Технология диагностирования Д-1 и Д-2 составляется с учетом конкретных условий АТП.

3.8. Диагностику на постах (линиях) в объеме Д-1 и Д-2 выполняют операторы-диагносты или механики-диагносты. В помощь к ним прикрепляются водители-перегонщики, которые помимо управления автомобилями в процессе диагностирования, занимаются постановкой автомобилей на посты диагностики, снятием с них, перегонкой в соответствующую зону (хранения, ожидания, ТО и ТР), а также подготовительными и некоторыми регулировочными работами. В АТП, где нет штатных водителей-перегонщиков, эта работа возлагается на водителей диагностируемых автомобилей или механиков колонн, имеющих право на управление.

Контрольно-диагностические (Д) и регулировочные операции на постах ТО и ТР выполняются ремонтными рабочими.

3.9. На постах (линиях) Д-1 и Д-2 ремонтные работы, связанные с устранением выявленных неисправностей, как правило, не производятся. Исключением являются регулировочные работы, выполнение которых в процессе диагностирования предусмотрено технологическим процессом.

3.10. Выполнение операций диагностирования перед техническим обслуживанием и текущим ремонтом обязательно, независимо от наличия средств диагностирования. При отсутствии последних в АТП, предусмотренные настоящим "Руководством..." контрольно-диагностические операции выполняются механиком-диагностом субъективно с целью выявления необходимых объемов текущих ремонтов, выполняемых перед техническим обслуживанием.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

4.1. Место диагностики в технологическом процессе ТО и ТР представлено на схеме технологического процесса ТО и ТР автомобилей с применением диагностики в АТП (рис.1).


Рис.1. Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей с применением диагностики в АТП
(сплошными линиями обозначены основные маршруты автомобилей, а пунктирными - возможные)



4.2. В соответствии с приведенной схемой автомобили, подлежащих по плану диагностике в объеме Д-1, после прохождения контрольно-пропускного пункта (КПП), выполнения (при необходимости) уборочно-моечных работ, через зону ожидания поступают на посты (линию) диагностики Д-1 и TO-1.

В случае выявления при Д-1 и в процессе TO-1 неисправностей, эти автомобили после прохождения TO-1 направляются в зону ТР для их устранения.

Автомобили, подлежащие по плану диагностике в объеме Д-2, после выполнения уборочно-моечных работ через зону ожидания направляются на пост (участок) Д-2.

Автомобили после Д-2, признанные годными, направляются в зону стоянки для последующей эксплуатации, а через 1-2 дня - в зону ТО-2 для обслуживания.

Автомобили, у которых на Д-2 выявлены неисправности большого объема, направляется диспетчером группы оперативного управления производством (ГОУП) или при отсутствии ГОУПа - лицом, ответственным за планирование ТО и ТР, в зону ТР для их устранения.

После выполнения ремонтных работ автомобили поступают на стоянку или в зону ТО-2, если они по графику подлежат техническому обслуживанию.

После выполнения ТО-2 в АТП, где нет дублирующего диагностического оборудования для тормозов и углов установки колес, автомобили направляются на посты диагностики для проверки качества выполненных работ по тормозам и переднему мосту и их регулировки.

Заявки на текущий ремонт, составленные водителями или механиками, при необходимости, уточняются с использованием диагностического оборудования.

В случае отсутствия диагностического оборудования в зоне ТР для уточнения неисправностей используются средства технического диагностирования постов Д-1 или Д-2.

4.3. Когда потребность в ремонте очевидна (поломки, течи и др.), автомобили направляются в зону ТР без предварительного диагностирования.

4.4. Посты (линии) диагностирования Д-1 и Д-2 необходимо размещать в производственном корпусе АТП таким образом, чтобы на них и с них автомобиль, в зависимости от технического состояния, мог заехать из любой и в любую зону АТП (стоянки, ожидания, технического обслуживания, текущего ремонта) с минимальным числом перемещения и маневров.

4.5. Количество диагностических постов (линий) определяется исходя из мощности АТП (количество технологически совместимых автомобилей) и программы диагностических воздействий (Д-1, Д-2, Д), см. табл.1.

Таблица 1

Списочное количество автомо-
билей, ед.

Общий годовой пробег парка, млн. км

Суточная программа диагностирования

Количество диагности-
ческих постов

Количество диагностических постов в зоне ТР по

Количество универсальных постов для диагностики Д-1 и Д-2 с комбинированным стендом

по плану

выборочно*

Д-1

Д-2

тормо-
зам

переднему мосту и рулевому управлению

Д-1

Д-2

Д-1

Д-2

50

2,5

4

1

1,2

0,2

-

-

-

-

1

100

5,0

8

2

2,4

0,4

-

-

-

-

1

150

7,5

12

3

3,6

0,6

-

-

-

-

1

200

10,0

16

4

4,8

0,8

1

1

-

-

-

300

15,0

24

6

7,2

1,2

1

1

1

1

-

400

20,0

32

8

9,6

1,6

1

1

1

1

-

500

25,0

40

10

12,0

2,0

2

1

1

1

-

700

35,0

56

14

16,8

2,8

2

2

1

1

-

1000

50,0

80

20

24,0

4,0

3

2

2

1

-

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs