Статус документа
Статус документа

РД 31.81.10-91 Правила техники безопасности на судах морского флота (с Изменениями и Дополнениями)

4.5. Паровые котлы

4.5.1. Перед зажиганием форсунок топок котлов, работающих на мазуте, необходимо осмотреть топку и проверить, нет ли в газоходах и топке посторонних предметов, проверить форсуночное устройство, убедиться в отсутствии подтеков и мазута в топке.

В случае наличия жидкого топлива оно должно быть удалено, после чего следует провентилировать топку в течение 3 мин (не менее), открыв заслонки воздухонаправляющих устройств топочного фронта и включив котельные вентиляторы.

4.5.2. Перед разводкой огня в котле, автоматический пуск которого не предусмотрен, все управляющие органы должны быть установлены в положение "Ручное управление", а маховики и рукоятки регуляторов питания котла, давления пара, соотношения топливо-воздух - в положение "Полное закрытие".

Все защитные и блокировочные устройства, не препятствующие пуску котла, должны быть включены.

4.5.3. При зажигании форсунок факелом вначале к форсунке следует подвести факел, а затем открыть топливный клапан. Горючий материал для факела крепится на металлическом прутке длиной не менее 1 м, имеющем на противоположном конце щиток, предохраняющий руку от огня в случае выброса пламени.

4.5.4. Зажигая форсунку, запрещается заглядывать в топку. Котельный машинист во избежание ожога должен находиться радом с клапаном подачи топлива в стороне от окна, в которое вставляется факел.

Гасить факел следует в специальной трубе, установленной вблизи топки.

4.5.5. В случае прекращения горения форсунки котла с автоматическим управлением горения и при повторном розжиге, при котором в течение 5 с форсунка не зажглась, надо немедленно закрыть вручную подачу топлива. Превышать установленное рабочее давление мазута перед форсунками, а также снижать его запрещается.

При поднятии пара надо внимательно следить за тем, чтобы мазут сгорал полностью и не скапливался в топке.

4.5.6. Перед допуском людей в котел для осмотра руководитель работ должен убедиться в том, что:

(01) все паровые, водяные и топливные магистрали выведенного из действия котла надежно отключены от действующих котлов, для чего необходимо поставить стальные заглушки между фланцами всех присоединенных к котлу трубопроводов и перекрыть их секущими клапанами;

(02) котел хорошо провентилирован, в нем нет вредных газов, паров и скопления мазута;

(03) вывешены предупредительные знаки (таблички).

4.5.7. Перед началом работ в топке котла следует закрыть регистр в дымоходе или в случае вывода из действия всех котлов надеть чехол на верхний конец дымовой трубы во избежание сквозняков. Работать разрешается при температуре не выше 35 °С с использованием соответствующих СИЗ. При более высокой температуре, но не выше 50 °С допускается (в исключительных случаях) производить только осмотр котла, время пребывания в нем не должно превышать 15 мин. При этом у котла должен находиться наблюдающий, готовый в любой момент оказать помощь находящемуся в котле. Повторные осмотры допускается производить не менее чем через 10 мин отдыха.

Внутри котла разрешается применять стандартные переносные светильники или фонари напряжением не более 12 В.