5. КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
5.1. Конструктивно-технологические мероприятия направлены на повышение плотности и стойкости бетона в бетонных и железобетонных конструкциях, уменьшение числа сварных или другого вида соединений в металлоконструкциях.
5.2. Толщина защитного слоя бетона в железобетонных конструкциях для рабочей или распределительной арматуры (расстояние от поверхности конструкции до поверхности арматуры) назначается в соответствии с указаниями главы СНиП II-56-77 и должна быть не менее 50 мм, а со стороны тех поверхностей конструктивных элементов, которые находятся в непосредственном контакте с химическими грузами, - не менее 60 мм.
5.3. Для повышения стойкости бетонных и железобетонных конструкций к воздействию агрессивно действующих химических продуктов должны быть осуществлены следующие мероприятия.
5.3.1. Форма элементов конструкций должна быть по возможности простой. Поверхности плит, подверженные агрессивному воздействию среды, рекомендуется проектировать преимущественно в форме плоскости без выступов. На ребрах конструктивных элементов следует предусматривать фаски с обеспечением заданной толщины защитного слоя бетона под ними.
5.3.2. Конструктивные элементы должны иметь наименьшее отношение поверхности к объему. В пустотелых незамкнутых конструкциях должны учитываться наружная и внутренняя поверхности.
5.3.3. Для приготовления бетонной смеси следует применять цемент, обладающий наибольшей стойкостью к данному виду агрессии. Для бетонов, работающих в условиях сульфатной агрессии, рекомендуется применять сульфатостойкие портландцементы.
5.3.4. Для улучшения технологических свойств бетонной смеси и повышения ее стойкости к агрессивному воздействию среды следует вводить в бетонную смесь поверхностно-активные органические добавки: ГКЖ-94, СНВ, СДБ или комплексные добавки СНВ+СДБ, ГКЖ-94+СДБ и другие равноценные по эффекту действия добавки, приведенные в главе СНиП III-15-76 "Правила производства и приемки работ. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные".
Виды добавок, их состав и дозировка должны устанавливаться при подборе состава бетона экспериментальным путем, на основании технико-экономического расчета в соответствии с приложением 2 к Указаниям по обеспечению долговечности бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений (ВСН 6/118-74).
5.3.5. Заполнители для бетона должны удовлетворять требованиям главы СНиП II-28-73 и ГОСТ 4797-69 "Бетон гидротехнический. Технические требования к материалам для его приготовления".
5.3.6. Для достижения высокого качества бетонных и железобетонных конструкций необходимо обеспечить:
высокую точность дозировки добавок, воды и других составляющих бетон материалов; точность дозировки цемента, воды и добавок по массе должна быть не менее 2%, точность дозировки заполнителей по объему и по массе - не менее 3%;
соблюдение точности установки арматурных каркасов с целью выдерживания заданной толщины защитного слоя бетона (±5 мм);
тщательное уплотнение бетонной смеси эффективными способами;
соблюдение установленных сроков предварительного выдерживания бетона при нормальных температурно-влажностных условиях твердения в соответствии с ВСН 6/118-74.
5.4. В качестве конструктивных мероприятий при проектировании стальных элементов причальных сооружений, предназначенных для перегрузки химических грузов, рекомендуется:
исключать сечения, имеющие горизонтальные полки, узкие щели и открытые карманы, в которых могут скапливаться агрессивные продукты. Следует по возможности применять замкнутые трубчатые или прямоугольные сечения;
ограничивать число сварных или иных соединений, являющихся наиболее коррозиеопасными местами в элементах стальных конструкций.
5.5. Для сбора и отвода ливневых вод, загрязненных химическими веществами, следует предусматривать при проектировании новых причалов закрытую канализационную систему, имеющую выход в специальные отстойники или нейтрализаторы. При переоборудовании действующих причалов под специализированные на перегрузку химических грузов следует реконструировать и ливневую систему так, как это указано выше. Эксплуатировать причалы с ливневой системой, имеющей сброс в море, не допускается.