2. ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЙ СООРУЖЕНИЙ
2.1. Основными методами обследования сооружений являются визуальный осмотр, взятие образцов материала из конструкций для дальнейшего их исследования, а также измерение остаточной толщины элементов металлоконструкций с помощью измерительной техники.
2.2. Обследование портовых сооружений и конструкций должно проводиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий. Обследование должно осуществляться проектной организацией с привлечением представителя порта и в случае необходимости представителей научно-исследовательских организаций.
2.3. В процессе эксплуатации конструкции морских портовых сооружений могут подвергаться следующим видам повреждений или разрушений: коррозионному разрушению материала, механическому повреждению или разрушению элементов конструкций от внешних воздействий (удары и навал судов, удары винтов, плавающих предметов и пр.), повреждению или разрушению этих элементов в результате нарушения общей устойчивости сооружений (осадка, сдвиг, поворот).
2.4. При обследовании бетонных и железобетонных конструкций морских гидротехнических сооружений должны быть установлены: отклонения пространственного положения элементов от проектного; наличие, место и вид локальных механических повреждений; наличие, место, характер и площадь коррозионных повреждений; наличие, место, величина и ориентация трещин.
2.4.1. К локальным механическим повреждениям следует относить сколы и вывалы бетона, излом элементов (свай, шпунта), сквозные разрушения тонкостенных конструкций (свай-оболочек, уголковых стенок и т.п.).
2.4.2. К коррозионным повреждениям следует относить разрушения структуры бетона вследствие химического взаимодействия его компонентов с агрессивной средой (коррозия I, II и III видов) или в результате протекания физических процессов в водонасыщенном бетоне под влиянием внешней среды (попеременное замораживание - оттаивание, высушивание - увлажнение).
2.4.3. Основными признаками коррозионных повреждений являются шелушение бетона, нарушение структуры бетона за счет разрушения растворной составляющей, выкрашивание крупного заполнителя и растворной части с образованием каверн.
2.4.4. Трещины в бетонных и железобетонных элементах следует подразделять по их ориентации на поперечные, продольные, косые и беспорядочные. При фиксации трещин в журнале проведения обследования следует указывать их ориентацию, длину и ширину раскрытия.
2.5. Целью обследования металлоконструкций морских гидротехнических сооружений является выявление повреждений металлоконструкций, определение сплошности защитных покрытий, если они были нанесены, скорости и видов коррозии металла.
2.6. Основными видами механических повреждений металлоконструкций причальных сооружений следует считать трещины и разрывы в металле, изменение первоначальной геометрической формы отдельных элементов и уменьшение толщины элементов конструкций за счет истирания.
2.7. К наиболее распространенным видам механических повреждений металлоконструкций следует отнести:
для сооружений типа "больверк" - изгиб и излом анкерных тяг, раскрытие замковых соединений шпунта, разрывы шпунта и изменение его геометрической формы;
для сооружений эстакадного типа - излом элементов свайного основания, нарушение сопряжения свайного основания с ростверком;
для сооружений обоих типов - разрушения сварных, резьбовых и клепаных соединений, происшедшие в результате коррозии.
2.8. По форме проявления коррозию металлоконструкций следует классифицировать на сплошную, распространяющуюся по всей поверхности конструкции, местную, появляющуюся на отдельных участках поверхности, и избирательную.
2.8.1. Сплошную коррозию следует подразделять на равномерную и неравномерную. Неравномерная коррозия - коррозия, ограниченная по площади.
2.8.2. Местную коррозию следует подразделять на коррозию пятнами, коррозионные язвы, точечную, подповерхностную и сквозную.
Коррозия пятнами - коррозия в виде отдельных пятен.
Коррозионные язвы - местное коррозионное разрушение, имеющее вид отдельной раковины.
Эти два вида коррозии протекают на ограниченной площади, соседние части поверхности металла при этом почти не разрушаются.
Точечная коррозия представляет собой коррозию металла в виде отдельных точечных поражений.
Подповерхностная коррозия - это местная коррозия, начинающаяся с поверхности, но преимущественно распространяющаяся под поверхностью металла таким образом, что очаги разрушения и продукты коррозии оказываются сосредоточенными внутри металла.
Сквозная коррозия - коррозия, вызывающая разрушение металла насквозь.
2.8.3. Избирательная коррозия (межкристаллитная коррозия и коррозионное растрескивание) характеризуется разрушением одной из составляющих сплава, вследствие чего скорость разрушений заметно повышается.
2.8.4. Наиболее опасным видом коррозии следует считать межкристаллитную, при которой разрушения распространяются в глубь металла по границам зерен отдельных составляющих сплава с нарушением межкристаллитных связей. При коррозионном растрескивании разрушения идут как по границам отдельных зерен сплава, так и через кристаллы отдельных составляющих. В этих случаях резко снижается прочность металла без заметных разрушений его поверхности.
2.9. Перед проведением обследования должна быть составлена карта-схема сооружения с разбивкой его на отдельные пронумерованные участки и с указанием последовательности осмотра.
2.10. В процессе проведения обследования должен заполняться журнал [приложение 4 (справочное)], в котором указываются номер и тип причала или другого сооружения, год постройки, номер обследуемого участка по карте-схеме, техническое состояние элементов сооружения, наличие, вид и величина разрушений, места взятия образцов или проб материала конструкций. Часть полученной информации может быть занесена на карту-схему сооружения.