8.1.1 Обработка звуковых сигналов включает в себя совокупность различных технологических приемов, способствующих получению необходимого качества звучания радиовещательных передач у радиослушателя, с учетом реальных возможностей каналов и трактов звукового вещания.
В число технологических приемов входят:
выбор типов и количества микрофонов и их расстановка;
установка и регулирование уровней при проведении радиовещательных передач и производстве звукозаписей из студий, концертных залов и открытых площадок с целью получения необходимых параметров сигнала без заметных для радиослушателей нарушений динамики художественного произведения, обусловленной партитурой;
обеспечение высокой разборчивости речи;
использование спецэффектов (искусственной реверберации, компрессирования динамического диапазона, частотной коррекции, записи с наложением и т.п.).
8.1.2 Для получения высокого качества звучания радиовещательных передач в месте их приема при обработке звуковых сигналов необходимо:
преобразовать динамику звучания произведения, рассчитанную на концертные залы и открытые площадки (до 80 дБ), в динамику, необходимую для подачи в канал звукового вещания и прослушивания в жилом помещении (примерно 40 дБ);
обеспечить акустический и музыкальный баланс, пространственную перспективу, нужный тембр музыкального инструмента или голоса;
свести к минимуму искажения, возникающие в процессе записи или при "живом" эфире;
поддерживать по показаниям измерителя уровня первого типа по ГОСТ 21185 номинальное значение максимального и минимального уровней сигнала при записи, перезаписи и непосредственной "живой" передаче;
обеспечивать совместимость стереофонической передачи (звукозаписи) с монофонической;
выдерживать при подготовке тематических передач оптимальный баланс громкости при чередовании речи и музыки, рекламных блоков.
8.1.3 Ответственным за поддержание уровней звуковых сигналов в процессе проведения "живых" художественных и информационных передач и производстве звукозаписей является лицо, ведущее радиофоническую работу (звукорежиссер, ведущий).
8.1.4 Музыкально-художественные и литературно-драматические звукозаписи должны производиться звукорежиссером. При необходимости для участия в работе по звукозаписи могут привлекаться режиссер-постановщик, редактор передачи, автор, композитор.
При художественно-оперативных записях, а также передачах типа "радиоперекличка", "радиомост", участие звукорежиссера необязательно. В этих случаях работа выполняется режиссером соответствующей редакции.
Ответственным за художественное и техническое качество записи является лицо, проводящее радиофоническую работу. В отдельных случаях звукозапись может быть проведена оператором записи в присутствии представителя редакции. При этом оператор несет ответственность за техническое качество фонограммы, а представитель редакции - за ее содержание.
8.1.5 Для измерения сигнала звукового вещания в зависимости от назначения применяются измерители квазипикового уровня двух типов по ГОСТ 21185:
ИУ первого типа, предназначенные для оценки уровня сигнала звукового вещания в процессе его оперативного регулирования и контроля динамического диапазона сигнала на соответствие нормативным требованиям; диапазон измерения составляет не менее 44 дБ;
ИУ второго типа, предназначенные для оценки уровня сигналов в точках тракта, где не производится его оперативное регулирование, а осуществляется контроль только максимальных уровней сигнала; диапазон измерения составляет 23 дБ.
8.1.6 Лица, ответственные за поддержание нормированных значений уровня звукового сигнала, обязаны перед началом работы проверить калибровку измерителей уровня.
8.1.7 Калибровка измерителя уровня производится при подаче на его вход гармонического сигнала частотой 1000 Гц с нормированным (номинальным) значением максимального уровня в данной точке тракта (контролируется с помощью электронного вольтметра). При этом чувствительность измерителя уровня регулируется таким образом, чтобы его показание было равно 0 дБ (100%).
8.1.8. Значение 0 дБ по показаниям "ИУ" должно соответствовать номинальному уровню максимального эффективного значения напряжения сигнала в соответствии с диаграммой уровней, принятой на данном объекте: 0,775 В (0 дБ), 1,55 В (+6 дБ), 2,2 В (+9 дБ), 3,1 В (+12 дБ), 4,35 В (+15 дБ).
8.1.9 На выходе ТФП (в АЦ или ЭА) должны устанавливаться ограничители инерционного типа, срабатывающие при уровнях, превышающих нормированный максимальный уровень, и защищающие последующие звенья тракта от перегрузки. Авторегуляторы, устанавливаемые в стереотрактах, должны быть двухканальными.
8.1.10 При непосредственных ("живых") студийных и трансляционных передачах, записях и перезаписях (в том числе с компакт-дисков) регулировка уровня должна производиться таким образом, чтобы максимальные показатели измерителя уровня, включенного до ограничителя, составляли 0 дБ (100%). Допускаются единичные, случайные превышения уровня до плюс 3 дБ, по шкале измерителя, за исключением записи на цифровые носители, где превышение уровня 0 дБ недопустимо.