Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПРЕДЕЛЬНО
ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ (ПДВ) ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ



Рекомендации разработаны Главным управлением научно-технического прогресса и экологических нормативов и Главной государственной экологической экспертизой Госкомприроды СССР на основе ранее действующих "Рекомендаций по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", выпущенных в 1987 г. Госкомгидрометом СССР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации разработаны на основании Закона СССР об охране атмосферного воздуха (1) во исполнение Постановления Совета Министров СССР "О нормативах предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и вредных физических воздействий на нее" от 16.12.81 N 1180 (2) с целью унификации работ по разработке ведомственных проектов нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (в дальнейшем - проект нормативов ПДВ), их ускорению и упрощению.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78, РД 50-210-80, ОНД-86 (3-5) с учетом требований (6-10) и опыта работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, накопленного промышленными предприятиями, организациями и научно-исследовательскими институтами различных министерств, ведомств.

1.3. Выполнение рекомендаций обязательно при разработке проектов нормативов ПДВ для действующих, проектируемых и реконструируемых предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. Ими должны руководствоваться организации и учреждения министерств и ведомств, республиканские и территориальные органы Госкомприроды СССР, органы государственного и ведомственного контроля.

1.4. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу разрабатываются головными ведомственными организациями (в дальнейшем ГВО), функции которых могут выполнять: институт - генпроектировщик данного предприятия, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты министерства или ведомства; организации, специализированные в отрасли по вопросам охраны окружающей среды; промышленные предприятия под научно-методическим руководством головных ведомственных институтов и организаций.

Примечание: При необходимости для выполнения проекта нормативов ПДВ можно привлекать на договорных началах организации других министерств и ведомств, кооперативы, способные квалифицированно выполнять проекты нормативов ПДВ.

1.5. Ведомственный проект нормативов ПДВ подписывается руководителем предприятия, для которого он разработан, и утверждается руководителем местного органа Госкомприроды СССР.

1.6. В рекомендациях приведены общие требования по оформлению и содержанию ведомственного проекта нормативов ПДВ, по разработке мероприятий с целью достижения этих нормативов и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), по вопросам контроля за соблюдением установленных нормативов.

1.7. Мероприятия по достижению нормативов ПДВ подлежат включению в перспективные и годовые планы экономического и социального развития промышленного объединения, предприятия и других организаций.

1.8. Ведомственный проект нормативов ПДВ должен быть отпечатан машинописным способом по ГОСТ 9327-60. В ведомственном проекте нормативов ПДВ следует использовать термины и определения по ГОСТ 17.2.1.04-77, ГОСТ 17.2.1.03-84 (16-17), сокращения слов и словосочетаний по ГОСТ 7.12-77 (18). Ведомственный проект нормативов ПДВ имеет общую нумерацию страниц. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики), которые расположены на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится, на следующих страницах в правом верхнем углу проставляется цифра "2" и т.д.

1.9. Утвержденные органом Госкомприроды СССР нормативы ПДВ в полном объеме должны находиться на предприятии, один экземпляр в полном объеме передается в местные органы Госкомприроды СССР.

2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПДВ

2.1. ГВО совместно с предприятием (при наличии требований местных органов Госкомприроды СССР) разрабатывает план-график проведения работ по нормированию выбросов для данного предприятия с учетом срока разработки проекта нормативов ПДВ, установленного городской организацией по установлению нормативов ПДВ - местным органом Госкомприроды СССР (в дальнейшем - ГО).

2.2. Предприятие подготавливает исходные материалы для разработки проекта нормативов ПДВ (характеристику и параметры источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, характеристику и параметры газоочистных и пылеулавливающих установок, карту-схему предприятия, сведения о неорганизованных, залповых и аварийных выбросах, данные о численности населения, проживающего на территории санитарно-защитной зоны (СЗЗ), сведения о перспективе развития предприятия, сведения о составе службы охраны окружающей среды на предприятии, ее задачах, оснащенности приборами и методами контроля и т.д.) и передает их ГВО.

2.3. По письменному запросу ГВО или предприятия ГО передает запрашиваемую информацию, необходимую для разработки проекта нормативов ПДВ (материалы по привязке заводской системы координат предприятия к городской системе координат; при возможности ситуационную карту-схему района города, в котором размещается предприятие; метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих  веществ в атмосферном воздухе, необходимые для проведения расчетов по унифицированным программам расчета; фоновые концентрации загрязняющих веществ и т.д.).

2.4. ГВО разрабатывает и оформляет ведомственный проект нормативов ПДВ и после подписания его руководством предприятия, для которого он разработан, представляет его в установленные планом-графиком сроки в министерство (ведомство), местные органы Министерства здравоохранения СССР (при наличии специального требования Минздрава СССР), местные органы Госкомприроды СССР.

Примечание: при наличии в городе двух или более промплощадок данного предприятия (объединения) ведомственный проект нормативов ПДВ разрабатывается для предприятия (объединения) в целом. При отсутствии взаимного влияния промплощадок в ведомственном томе приводятся расчеты полей концентраций для каждой из них, в противном случае расчеты приводятся для предприятия (объединения) в целом.

2.5. Если ведомственный проект нормативов ПДВ выполнен в соответствии с нормативными и руководящими документами и удовлетворяет требованиям настоящих рекомендаций, то в адрес ГВО и предприятия направляется уведомление о его утверждении.

2.6. Предприятие, получив уведомление об утверждении проекта нормативов ПДВ, обязано получить в местном органе Госкомприроды СССР разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Регистрационный номер разрешения проставляется на титульном листе ведомственного проекта нормативов ПДВ.

После проведения суммарных расчетов в целом по городу и установления нормативов ПДВ для всех предприятий города ГО уточняет величины нормативов ПДВ для предприятия, ГВО совместно с предприятием проводят дополнительные работы в соответствии с требованиями ГО по корректировке нормативов ПДВ.

2.7. Установленные нормативы ПДВ в соответствии с (3-6) пересматриваются не реже одного раза в пять лет. В связи с этим предприятия должны своевременно предусмотреть проведение данной работы с учетом рекомендаций ГО.

При необходимости, по совместному решению исполнительных комитетов местных советов народных депутатов трудящихся и местных органов Госкомприроды СССР и Минздрава СССР, нормативы ПДВ могут быть пересмотрены до истечения этого срока.

3. СТРУКТУРА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ
ВЕДОМСТВЕННОГО ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ПДВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Ведомственный проект нормативов ПДВ должен состоять из двух самостоятельных частей. Первая часть должна содержать основные результаты работы и состоять из разделов, разработанных в соответствии с настоящими рекомендациями. Вторая часть (приложения) включает переписку по вопросам нормирования выбросов с Советскими и партийными органами, органами Госкомприроды СССР, Минздрава СССР и другими организациями, расчеты и обоснования выбросов с учетом их нестационарности во времени, результаты расчета фона, распечатки расчетов на ЭВМ и другие приложения по усмотрению ГВO.

Примечание. Объем и содержание проекта нормативов ПДВ определяется местными органами Госкомприроды СССР (Приложение 1), в зависимости от значимости выбросов предприятия на загрязнение атмосферного воздуха в данном городе (регионе).

     3.1. Титульный лист


Титульный лист является первой страницей проекта нормативов ПДВ и оформляется в соответствии с приложением 2.

Ограничительный гриф устанавливается ГВО.

     3.2. Список исполнителей


В списке исполнителей указываются организации и фамилии всех ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке проекта нормативов ПДВ. Фамилии исполнителей и соисполнителей располагаются столбцом. Слева указываются должности, ученые степени, ученые звания исполнителей и соисполнителей. Справа от подписи указываются инициалы и фамилии. Возле каждой фамилии в скобках указывается номер подготовленного раздела (подраздела).

Если проект нормативов ПДВ разработан совместно с другими организациями, в список исполнителей включаются вначале данные об исполнителях ГВО, затем данные организаций соисполнителей.

     3.3. Аннотация


Текст аннотации должен содержать основные результаты проведенной работы с указанием числа загрязняющих веществ; веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов; источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию; сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат; величину ущерба, наносимого выбросами предприятия.

     3.4. Содержание


Содержание проекта нормативов ПДВ должно включать наименование разделов с указанием номеров страниц. В каждой из частей проекта нормативов ПДВ должно быть свое "Содержание", при этом в первой части помещается содержание всего проекта нормативов ПДВ с указанием приложений.

     3.5. Введение


Во введении приводят перечень основных директивных документов, на основании которых разработан проект нормативов ПДВ; основание для проведения работ по нормированию выбросов на данном предприятии (приказ, его номер и т.д.); название ГВО и соисполнителей; их почтовые адреса.

     3.6. Общие сведения о предприятии


В разделе приводятся:

3.6.1. Почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов - жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.

3.6.2. Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (рис.1).

КАРТА-СХЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ

     

Условные обозначения:

1, 2, 3 - номера источников выбросов;

- неконтролируемые источники;

- контролируемые источники;

- источники, задействованные в периоды НМУ;

- - - санитарно-защитная зона;

- точки контроля качества атмосферного воздуха;

______ - граница территории предприятия

Рис.1



3.6.3. Ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, зон отдыха (территории заповедников, музеев, памятников архитектуры), санаториев, домов отдыха и т.д., постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятия, стационарных постов Госкомгидромета СССР (рис.2).

СИТУАЦИОННАЯ КАРТА-СХЕМА РАЙОНА ГОРОДА, В КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНО ПРЕДПРИЯТИЕ

     

Уловные обозначения:

___ - граница территории предприятия;

- - -  - санитарно-защитная зона;

-0,7- - изолинии концентраций загрязняющих веществ;

- жилая застройка;

- зеленая зона;

- территория пансионата;

- точки контроля качества атмосферного воздуха.

Рис.2

     

     3.7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы


В состав раздела входят:

3.7.1. Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом необходимо учесть наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ.

3.7.2. Краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы.

3.7.3. Оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического и пылегазоочистного оборудования передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом.

3.7.4. Перспектива развития предприятия по каждому году текущей пятилетки и в целом по последующим пятилеткам - 10-20 лет.

При этом необходимо учитывать данные об изменениях производительности предприятия, реконструкции, сведения о ликвидации производств, источников выброса, строительство новых технологических линий и агрегатов, общие сведения об основных перспективных направлениях воздухоохранных мероприятий, сроки проведения реконструкции, расширения и введения в действие новых производств, цехов и т.д. Дается ссылка на документ, определяющий перспективу развития, указываются сведения о наличии проекта на реконструкцию, расширение или новое строительство, о согласовании его с органами Госкомприроды СССР.

3.7.5. Перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, представляют в виде таблицы 3.1.     

Таблица 3.1.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».