Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по применению металлических труб большого диаметра в условиях наледеобразования и многолетнемерзлых грунтов (для опытно-экспериментального строительства)

     2.4. Наледеобразование и его прогнозирование

2.4.1. Наледь - это продукт постоянного намораживания воды, излившейся на поверхность льда или грунта. Схема классификации наледей приведена на рис.1.

Рис.1. Схема классификации наледей
(по Алексееву, Савко, 1975)



2.4.2. Изыскателям, проектировщикам и строителям автомобильных дорог чаще всего приходится сталкиваться с ключевыми, грунтовыми и речными наледями.

2.4.3. Ключевые наледи образуются за счет разгрузки на поверхность земли вод глубоких горизонтов по тектоническим разломам или водовыводящим сквозным таликам.

2.4.4. Грунтовые наледи образуются за счет питания водами первых от поверхности водоносных горизонтов. Обязательным условием образования грунтовых наледей является наличие водоупора в виде коренных пород или многолетнемерзлых грунтов.

2.4.5. Речные наледи образуются за счет выхода речных вод на поверхность ледяного покрова. Основными причинами выхода речных вод на поверхность льда являются: заторы, закупорка русла донным льдом или грунтом; промерзание русла реки; колебания расходов рек в зимний период, приливы и отливы; землетрясения и т.д.

2.4.6. При сооружении металлических труб большого диаметра в местах перехода автомобильной дороги через водотоки в наледных районах необходимо решить следующие задачи:

- наметить комплекс необходимых гидрологических и инженерно-геологических изысканий на наледных участках. По результатам изысканий выполнить прогноз наиболее вероятного появления наледи и определить ее генезис;

- определить основные количественные характеристики наледей (в зависимости от их генезиса) для расчета отверстий труб и назначения высоты земляного полотна;

- наметить мероприятия по регулированию наледного процесса с целью его ослабления или полной ликвидации. Провести расчеты противоналедных устройств и сооружений и выполнить их проектирование.

2.4.7. Сложным и ответственным моментом при проектировании и строительстве водопропускных труб является прогноз мест наиболее вероятного появления наледей.

Возникновение наледей следует ожидать:

- при сооружении выемок, карьеров, водоотводных канав, вскрывающих водоносные горизонты;

- в местах сооружения массивных фундаментов, стесняющих водоносные горизонты, а также при возведении насыпей из глинистых грунтов, являющихся преградой фильтрующим водотокам;

- на участках водотоков с перекатами, порогами, островами, завалами и др. преградами, а также на устьевых участках рек и их притоков;

- на участках сооружения автомобильных дорог в профилях косогоров, при неглубоком залегании грунтовых вод;

- на участках с нарушенными естественными условиями (удалены растительный и снежный покровы).

2.7.8. Прогнозировать наледи и их генезис при выборе мест прохода автомобильных дорог через водотоки в наледных районах необходимо руководствуясь литературными источниками (Таргулян, 1961; Алексеев, Савко, 1975; Савко, 1973; Бахарев, 1966 и др.), а также методическими документами (Методические рекомендации по прогнозу наледей при выборе мест перехода через водотоки, М., Союздорнии, 1973; Рекомендации по изысканиям, проектированию и строительству малых искусственных сооружений на водотоках с процессами наледеобразования, ВНИИ транспорт. стр-ва, М., 1968 и др.).