1. Основными документами, определяющими права и обязанности поставщиков и потребителей продукции и, в частности, их имущественную ответственность за неисполнение обязательств, являются "Положение о поставках продукции производственно-технического назначения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г. N 161 (Приказ Министерства энергетики и электрификации СССР от 17.03.81 г. N 85), Особые условия поставки конкретных видов продукции, которые утверждаются совместными постановлениями Госснаба СССР и Госарбитража, а также заключаемые сторонами договоры поставки.
2. В целях обеспечения сохранности социалистической собственности и обеспечения надлежащего качества вся поступающая продукция производственно-технического назначения должна пройти приемку по качеству и комплектности.
3. Недостачи, дефекты и некомплектность энергетического оборудования, поступающего на объекты, выявляются в процессе приемки его в пункте назначения (на железнодорожной станции, пристани, в порту) и на складе получателя; дефекты и некомплектность выявляются также в процессе входного контроля, технического осмотра, монтажа, испытания и при эксплуатации его в течение гарантийного срока. В процессе входного контроля, технического осмотра, монтажа, испытания и опробования, а также при эксплуатации в течение гарантийного срока выявляются: дефекты изготовления, соответствие технико-экономических показателей энергетического и другого оборудования нормативно-технической документации, а также дефекты поставки, которые в период приемки и хранения на складе (скрытые дефекты) не могли быть выявлены. Примерная классификация дефектов энергооборудования, на которые оформляются претензии, дана в приложении 1.
4. Порядок и сроки приемки продукции по количеству определяются "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству"* (приложение 2).
________________
* В дальнейшем для краткости - Инструкция N П-6.
5. Порядок и сроки приемки продукции по качеству определяются "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"* (приложение 3).
________________
* В дальнейшем для краткости - Инструкция N П-7.
6. Приемка продукции от предприятий транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в связи.
7. Предприятие-получатель обязано обеспечить приемку продукции по количеству и по качеству в точном соответствии с требованиями нормативно-технической документации, Основными и Особыми условиями поставки, инструкциями Госарбитража и иными обязательными правилами и договорами.
Если при приемке продукции будут обнаружены отступления от указанных документов, получатель обязан приостановить дальнейшую приемку и вызвать в установленном порядке представителя отправителя (или иного представителя - в соответствии с Инструкциями N П-6 или П-7) для составления двустороннего акта.
8. В случае выявления повреждений или неисправностей действующего оборудования, возникших из-за дефектов изготовления и конструкции, порядок составления и оформления двустороннего акта в пределах гарантийного срока должен соответствовать требованиям Инструкции N П-7. Акты о ненадлежащем качестве составляются на все энергетическое оборудование, средства управления, приборы, кабели и другое комплектующее оборудование, входящее в состав энергетического объекта, которое до истечения гарантийного срока при правильной эксплуатации в соответствии с заводскими инструкциями:
- вышло из строя вследствие преждевременного износа, поломки или другой неисправности и не соответствует техническим условиям или договору на поставку;
- имеет отклонения параметров за пределы, предусмотренные инструкциями по эксплуатации или техническими условиями;
- не соответствует техническим требованиям и характеристикам утвержденного технического проекта, нормативно-технической документации и картам технического уровня.
После истечения гарантийного срока заводам-изготовителям также должны направляться акты по авариям и отказам в работе первой степени, классифицированным по их вине, для принятия мер.
Один экземпляр акта - претензии направляется в Управление контроля качества Минэнерго СССР, а их копии должны прилагаться к картам отказа и актам расследований аварий.
9. Предприятия, организации и учреждения, имущественные права и законные интересы которых нарушены, обязаны предъявить претензии к виновным предприятиям, организациям и учреждениям. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции, а также претензии, вытекающие из поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции, предъявляются в течение 1 мес со дня составления акта, а если акт составлен несвоевременно, то со дня, когда он должен был быть составлен.
10. Порядок предъявления и рассмотрения претензий определен "Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам" (приложение 4). Несоблюдение установленного этим Положением порядка предъявления и рассмотрения претензий является нарушением государственной дисциплины и влечет за собой ответственность виновных в этом должностных лиц в соответствии с действующим законодательством. Руководители предприятий и организаций несут личную ответственность за состояние претензионной работы на предприятии.
11. Если стороны при непосредственном урегулировании спора не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе передать его на разрешение Госарбитража (или иного органа, которому подведомствен спор).
12. Предъявление иска в Госарбитраж или иной орган, которому подведомствен спор, без обращения с претензией к другой стороне не допускается.
Исковое заявление подается в Госарбитраж в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия. Форма и содержание искового заявления определены "Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами" (приложение 5).
При предъявлении исков необходимо также руководствоваться "Инструкцией о рассмотрении арбитражами хозяйственных споров, связанных с поставкой продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектных", утвержденной Постановлением Госарбитража от 30 марта 1983 г. N 6 (см. "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 1, с.9).
Вышеуказанный порядок составления и предъявления претензий должен применяться также к строительным, монтажным, наладочным и ремонтным организациям, по вине которых произошла авария или отказ в работе энергооборудования.
13. Примерные формы актов приемки продукции на недостачу, недоброкачественную продукцию и ее неисправности приведены в приложениях 6-9.