РД 34-15-1-86
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АКТОВ
О ПРИЕМКЕ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
НАЗНАЧЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ВЕДЕНИЯ
ПРЕТЕНЗИОННОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ МИНЭНЕРГО СССР
Дата введения 1987-07-01
РАЗРАБОТАНО Всесоюзным институтом по проектированию организации энергетического строительства "Оргэнергострой"; Производственным объединением по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей "Союзтехэнерго"
ИСПОЛНИТЕЛИ A.M.Скоромников, Г.В.Никонов (Оргэнергострой); В.А.Коноплев, Д.Я.Шамараков (Союзтехэнерго)
УТВЕРЖДЕНО Министерством энергетики и электрификации СССР 11.02.87 г.
Заместитель министра А.Ф.Дьяков
Настоящие Методические указания разработаны во исполнение Приказа Минэнерго СССР от 04.07.86 г. N 352 "О мерах по коренному улучшению качества продукции" взамен "Инструкции о порядке оформления претензий по качеству, комплектности и количеству энергетического оборудования, поставляемого на строящиеся, расширяющиеся и действующие объекты Министерства энергетики и электрификации СCCP" (М.: Оргэнергострой, 1967).
1. Основными документами, определяющими права и обязанности поставщиков и потребителей продукции и, в частности, их имущественную ответственность за неисполнение обязательств, являются "Положение о поставках продукции производственно-технического назначения", утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1981 г. N 161 (Приказ Министерства энергетики и электрификации СССР от 17.03.81 г. N 85), Особые условия поставки конкретных видов продукции, которые утверждаются совместными постановлениями Госснаба СССР и Госарбитража, а также заключаемые сторонами договоры поставки.
2. В целях обеспечения сохранности социалистической собственности и обеспечения надлежащего качества вся поступающая продукция производственно-технического назначения должна пройти приемку по качеству и комплектности.
3. Недостачи, дефекты и некомплектность энергетического оборудования, поступающего на объекты, выявляются в процессе приемки его в пункте назначения (на железнодорожной станции, пристани, в порту) и на складе получателя; дефекты и некомплектность выявляются также в процессе входного контроля, технического осмотра, монтажа, испытания и при эксплуатации его в течение гарантийного срока. В процессе входного контроля, технического осмотра, монтажа, испытания и опробования, а также при эксплуатации в течение гарантийного срока выявляются: дефекты изготовления, соответствие технико-экономических показателей энергетического и другого оборудования нормативно-технической документации, а также дефекты поставки, которые в период приемки и хранения на складе (скрытые дефекты) не могли быть выявлены. Примерная классификация дефектов энергооборудования, на которые оформляются претензии, дана в приложении 1.
4. Порядок и сроки приемки продукции по количеству определяются "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству"* (приложение 2).
________________
* В дальнейшем для краткости - Инструкция N П-6.
5. Порядок и сроки приемки продукции по качеству определяются "Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"* (приложение 3).
________________
* В дальнейшем для краткости - Инструкция N П-7.
6. Приемка продукции от предприятий транспорта и связи по количеству и качеству осуществляется в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в связи.
7. Предприятие-получатель обязано обеспечить приемку продукции по количеству и по качеству в точном соответствии с требованиями нормативно-технической документации, Основными и Особыми условиями поставки, инструкциями Госарбитража и иными обязательными правилами и договорами.
Если при приемке продукции будут обнаружены отступления от указанных документов, получатель обязан приостановить дальнейшую приемку и вызвать в установленном порядке представителя отправителя (или иного представителя - в соответствии с Инструкциями N П-6 или П-7) для составления двустороннего акта.
8. В случае выявления повреждений или неисправностей действующего оборудования, возникших из-за дефектов изготовления и конструкции, порядок составления и оформления двустороннего акта в пределах гарантийного срока должен соответствовать требованиям Инструкции N П-7. Акты о ненадлежащем качестве составляются на все энергетическое оборудование, средства управления, приборы, кабели и другое комплектующее оборудование, входящее в состав энергетического объекта, которое до истечения гарантийного срока при правильной эксплуатации в соответствии с заводскими инструкциями:
- вышло из строя вследствие преждевременного износа, поломки или другой неисправности и не соответствует техническим условиям или договору на поставку;
- имеет отклонения параметров за пределы, предусмотренные инструкциями по эксплуатации или техническими условиями;
- не соответствует техническим требованиям и характеристикам утвержденного технического проекта, нормативно-технической документации и картам технического уровня.
После истечения гарантийного срока заводам-изготовителям также должны направляться акты по авариям и отказам в работе первой степени, классифицированным по их вине, для принятия мер.
Один экземпляр акта - претензии направляется в Управление контроля качества Минэнерго СССР, а их копии должны прилагаться к картам отказа и актам расследований аварий.
9. Предприятия, организации и учреждения, имущественные права и законные интересы которых нарушены, обязаны предъявить претензии к виновным предприятиям, организациям и учреждениям. Претензии о возмещении стоимости недостающей продукции, а также претензии, вытекающие из поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной, в том числе об уплате штрафа за поставку такой продукции, предъявляются в течение 1 мес со дня составления акта, а если акт составлен несвоевременно, то со дня, когда он должен был быть составлен.
10. Порядок предъявления и рассмотрения претензий определен "Положением о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам" (приложение 4). Несоблюдение установленного этим Положением порядка предъявления и рассмотрения претензий является нарушением государственной дисциплины и влечет за собой ответственность виновных в этом должностных лиц в соответствии с действующим законодательством. Руководители предприятий и организаций несут личную ответственность за состояние претензионной работы на предприятии.
11. Если стороны при непосредственном урегулировании спора не пришли к соглашению, заинтересованная сторона вправе передать его на разрешение Госарбитража (или иного органа, которому подведомствен спор).
12. Предъявление иска в Госарбитраж или иной орган, которому подведомствен спор, без обращения с претензией к другой стороне не допускается.
Исковое заявление подается в Госарбитраж в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя предприятия. Форма и содержание искового заявления определены "Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами" (приложение 5).
При предъявлении исков необходимо также руководствоваться "Инструкцией о рассмотрении арбитражами хозяйственных споров, связанных с поставкой продукции (товаров) ненадлежащего качества или некомплектных", утвержденной Постановлением Госарбитража от 30 марта 1983 г. N 6 (см. "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1984, N 1, с.9).
Вышеуказанный порядок составления и предъявления претензий должен применяться также к строительным, монтажным, наладочным и ремонтным организациям, по вине которых произошла авария или отказ в работе энергооборудования.
13. Примерные формы актов приемки продукции на недостачу, недоброкачественную продукцию и ее неисправности приведены в приложениях 6-9.
ПРИМЕРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ,
НА КОТОРЫЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ ПРЕТЕНЗИИ
1.1. Несоответствие наименования, количества мест и массы оборудования (поставляемого грузом или багажом) данным, указанным в транспортных документах.
1.2. Прибытие оборудования на станцию назначения без сопроводительных документов или наличие документов при отсутствии оборудования.
1.3. Недостача или повреждение оборудования, обнаруженные:
- при неисправности платформы, вагона, контейнера;
- при поврежденной таре или упаковке;
- при отсутствии или неисправности пломб вагона, контейнера, тары (в том числе при наличии пломбы промежуточной станции отправления или отправителя);
- по прибытии груза со следами вскрытия тары или упаковки;
- при поврежденной увязке или при несоответствии увязки заводским погрузочным чертежам, согласованным с железной дорогой станции отправления.
1.4. Повреждение оборудования в пути его следования от толчков при маневрах и т.п.
1.5. Повреждение оборудования, вызванное неправильной его погрузкой, укладкой или упаковкой.
1.6. Повреждение упаковки или тары.
2.1. Общие для всех видов оборудования
2.1.1. Нарушение комплектности поставки основного и вспомогательного оборудования в объеме и в сроки, указанные в договоре и технических условиях на поставку.
2.1.2. Отсутствие или неполнота полученной технической документации по сравнению с ее объемом, указанным в технических условиях и договорах на поставку.
2.1.3. Несоответствие технических характеристик, указанных в паспортах или заводских трафаретках поставленного оборудования, данным, указанным в технических условиях на поставку или оговоренным в договорах.
2.1.4. Отсутствие маркировки элементов оборудования либо неполнота или несоответствие маркировки требованиям ГОСТ, технических условий и правил.
Расхождения между маркировкой, нанесенной на оборудование или на его элементы, и маркировкой, указанной в чертежах и отправочных ведомостях.
2.1.5. Неукомплектованность оборудования или части его элементами, входящими в его состав согласно заводским сборочным чертежам.
Отсутствие на оборудовании рымов и других приспособлений, обеспечивающих стропку и использование подъемно-погрузочных механизмов на монтаже.
2.1.6. Отсутствие консервации обработанных трущихся или сопрягаемых поверхностей или несоответствие консервации требованиям ГОСТ, технических условий и заводских инструкций.
2.1.7. Отсутствие отделки, окраски или специальных покрытий оборудования либо их несоответствие требованиям ГОСТ, технических условий и заводских инструкций.
2.1.8. Отсутствие защитных ограждений на обработанных поверхностях и заглушек или щитов на открытых отверстиях оборудования.
2.1.9. Повреждения, поломки, трещины, раковины, коррозия и другие дефекты оборудования, обнаруживаемые при внешнем осмотре без его разборки.
2.1.10. Несоответствие тары или упаковки заводским упаковочным чертежам.
2.2. Паровые котлы
2.2.1. Неполнота в паспорте котла данных по химическому анализу, механическим и технологическим испытаниям и металлографическим исследованиям основного металла, наплавленного металла швов и сварных соединений корпусов барабанов, труб поверхностей нагрева, камер и соединительных трубопроводов в пределах котла. Объем этих данных должен соответствовать требованиям стандартов или отдельных технических условий и правил Госгортехнадзора СССР.
2.2.2. Отсутствие сертификатов, неполнота данных в сертификатах о марках стали, механических свойствах и химическом составе стального проката и наплавленного металла, примененных для несущих колонн и балок каркасов котлов, выносных воздухоподогревателей и других ответственных металлоконструкций котельного оборудования.
2.2.3. Несоответствие полученных данных о марках стали и свойствах основного металла, наплавленного металла швов и сварных соединений, примененных для элементов котельного оборудования, требованиям чертежей, стандартов или отдельных технических условий и правил Госгортехнадзора СССР.
2.2.4. Отсутствие данных, подтверждавших выполнение заводом термообработки сварных стыков из легированной стали, мест приварки деталей крепления или дистанционирования к трубам из легированной стали, гнутых труб, переходов и труб с обжатыми концами из легированной стали и гибов труб из высоколегированной стали.
2.2.5. Отсутствие клейма на элементах корпусов барабанов, на трубах экранов и змеевиков, а также на трубах трубопроводов в пределах котла и на других изделиях из легированной и высоколегированной стали, должного свидетельствовать о выполнении заводом стилоскопического контроля наличия в металле легирующих элементов.
2.2.6. Отсутствие клейма на поставочных трубных блоках и узлах, должного свидетельствовать о выполнении заводом гидравлических испытаний.
2.2.7. Отсутствие заводского акта (или другого документа), который подтверждал бы выполнение заводом:
- контрольной сборки сменных поставочных блоков на соосность основных трубных элементов (камер) или контрольной сборки основных несущих колонн и балок котлов негабаритных размеров;
- контрольной проверки и очистки внутренних поверхностей камер, труб и змеевиков, поставленных в блоках или россыпью, от заусенцев, грата, окалин и посторонних предметов;
- контрольной проверки внутреннего диаметра трубных изделий, поставленных в блоках или россыпью, прокаткой по трубам калиброванных шаров;
- проверки жесткости и прочности конструкций поставленных блоков и узлов головных образцов котлов по условиям их монтажа с включенной в них обмуровкой.
2.2.8. Отсутствие заглушек на отверстиях и штуцерах барабанов и камер и на открытых концах змеевиков и труб. Отсутствие пломб на люках барабанов и в других местах, указанных в технических условиях на изготовление.
2.2.9. Погнутость ширм, змеевиков, экранных и потолочных труб, штуцеров на камерах, поясов жесткости экранов и других элементов, обнаруживаемая при внешнем осмотре оборудования без его разборки.
2.2.10. Поставка труб трубопроводов в пределах котла диаметром 108 мм и более негнутыми, необрезанными в размер (кроме труб, поставляемых с припуском) и с концами, не обработанными под сварку для котлов паропроизводительностью более 75 т/ч и диаметром более 60 мм - негнутыми для котлов паропроизводительностью до 75 т/ч.
2.2.11. Поставка элементов котлов россыпью вместо блочной их поставки, оговоренной в договорах.