НП-029-01
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
ПРАВИЛА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СУДОВ
Дата введения 2001-10-01
Нормативный документ разработали: Макаров В.И. (РНЦ "Курчатовский институт"), Лаухин Е.В., Маркаров В.Г., Плужников И.М. (Госатомнадзор России), Кудрявцев Л.И., Слуцкер В.П., Соловьев Л.П., Чуканов В.Н., Шульгин А.Я. (НТЦ ЯРБ Госатомнадзора России).
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госатомнадзора России от 30 марта 2001 г. N 1.
Настоящие федеральные нормы и правила выпущены взамен Правил ядерной безопасности судовых атомных энергетических установок (ПБЯ-08-81).
Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают требования к обеспечению ядерной безопасности ядерных энергетических установок судов при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации. В них изложены требования к обеспечению ядерной безопасности оборудования и систем ядерных энергетических установок судов, регламентированы вопросы выполнения потенциально ядерно-опасных работ.
При разработке документа использованы проверенные многолетней практикой подходы к обеспечению безопасности атомных электростанций с учетом опыта проектирования и эксплуатации ядерных энергетических установок судов и требования федеральных законов "Об использовании атомной энергии" и "О радиационной безопасности населения".
В нормативном документе учтены предложения и замечания Инспекции по атомным судам Российского Морского Регистра судоходства, ГУП "Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И.Африкантова", ОАО "ЦКБ "Айсберг", РНЦ "Курчатовский институт", Департамента безопасности мореплавания Минтранса России, ОАО "Мурманское морское пароходство", ГУП НПО "Аврора", ГНУ "Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н.Крылова", АО "Атомэнерго", АО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт Морского Флота" после их обсуждения на совещаниях и выработки согласованных решений.
A3 | - аварийная защита |
ЗСБ | - защитные системы безопасности |
КСУ ТС | - комплексная система управления техническими средствами |
КШИ | - комплексные швартовные испытания |
НД | - нормативные документы |
ОСБ | - обеспечивающие системы безопасности |
ООБ ЯЭУ | - отчет по обоснованию безопасности ядерной энергетической установки |
ПАР | - пост аварийного расхолаживания |
ПОР | - потенциально ядерно-опасная работа |
пэл | - поглощающий элемент |
РАО | - радиоактивные отходы |
РВ | - радиоактивные вещества |
РУ | - реакторная установка (ядерная паропроизводящая установка) |
СВБ | - системы, важные для безопасности |
СУЗ | - система управления и защиты |
ТВС | - тепловыделяющая сборка |
твэл | - тепловыделяющий элемент |
УСБ | - управляющие системы безопасности |
УСНЭ | - управляющие системы нормальной эксплуатации |
ЦПУ | - центральный пост управления |
ЯЭУ | - ядерная энергетическая установка |
В настоящих Правилах используются термины и определения, приведенные в законодательных и иных нормативных правовых актах в области использования атомной энергии.
1. Авария* - нарушение эксплуатации ЯЭУ, при котором произошел выход РВ и (или) ионизирующего излучения за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасной эксплуатации. Авария характеризуется исходным событием, путями протекания и последствиями.
_________________
* Под термином "авария" здесь и далее по тексту всегда понимается событие, связанное с радиационными последствиями.
2. Активная зона - часть ядерного реактора, содержащая ядерное топливо, замедлитель, поглотитель, теплоноситель и элементы конструкций, в которой происходит управляемая цепная ядерная реакция деления и передача энергии теплоносителю.
3. Активная система (элемент) - система (элемент), функционирование которой зависит от работы другой системы (элемента).
4. Безопасный отказ - отказ системы или элемента, при возникновении которого РУ переходит в безопасное состояние без необходимости инициирования каких-либо действий через УСБ.
5. Ввод в эксплуатацию ЯЭУ - этап жизненного цикла ЯЭУ, во время которого системы, оборудование и ЯЭУ в целом начинают функционировать и проверяется их соответствие проекту. Этап включает КШИ судна и проверку ЯЭУ при ходовых испытаниях судна.
6. Внутренняя самозащищенность РУ - свойство РУ обеспечивать безопасность на основе естественных обратных связей, процессов и характеристик.
7. Вывод из эксплуатации ЯЭУ - осуществление комплекса мероприятий после выгрузки активной зоны, исключающего использование ЯЭУ в качестве источника энергии и обеспечивающего безопасность персонала, населения и окружающей среды.
8. Головная конструкторская организация - организация, осуществляющая проектирование ЯЭУ и несущая ответственность совместно с судостроительной организацией за безопасность судна с ЯЭУ на этапе его строительства и ввода в эксплуатацию.
9. Зависимый отказ - отказ системы (элемента), являющийся следствием другого отказа или события.
10. Запроектная авария - авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала.
11. Защитная оболочка - предусмотренная проектом судна специальная корпусная конструкция, образующая вокруг элементов РУ герметичную оболочку, предназначенную для предотвращения и ограничения распространения РВ из первого контура в другие части судна и в окружающую среду в количествах, превышающих установленные пределы.
12. Защитное ограждение - предусмотренная проектом судна специальная корпусная конструкция, образующая вокруг защитной оболочки дополнительное ограждение для ограничения утечки РВ в другие части судна и в окружающую среду при нарушении герметичности защитной оболочки.
13. Защитные системы (элементы) безопасности - системы (элементы), предназначенные для предотвращения или ограничения повреждений ядерного топлива, оболочек твэлов, оборудования и трубопроводов РУ, содержащих РВ.
14. Исходное событие аварии - единичный отказ в системах (элементах) РУ, включающий все зависимые отказы, являющиеся его следствием, внешнее событие или ошибка персонала, которые приводят к нарушению нормальной эксплуатации и могут привести к нарушению пределов и (или) условий безопасной эксплуатации.
15. Квалификация - уровень подготовленности лица из числа персонала ЯЭУ, включая специальное образование, профессиональные знания, навыки и умения, а также опыт работы, обеспечивающие качество и безопасность эксплуатации ЯЭУ при выполнении должностных обязанностей.
16. Комплексные швартовные испытания - испытания систем и оборудования ЯЭУ и ЯЭУ в целом на всех проектных режимах и уровнях мощности вплоть до номинальной, при которых уточняются условия и пределы безопасной эксплуатации ЯЭУ.
17. Консервативный подход - подход к проектированию и конструированию, когда при анализе аварий для параметров и характеристик принимаются значения и пределы, заведомо приводящие к более неблагоприятным результатам.
18. Конструктивная защита ЯЭУ - предусмотренные проектом судна специальные конструкции корпуса, предназначенные для защиты ЯЭУ, ее систем безопасности и хранилищ РАО при столкновении судна с другим судном, плавающим или неподвижным предметом или при посадке на мель.
19. Критерии безопасности - установленные НД и (или) органами государственного регулирования безопасности значения параметров и (или) характеристик ЯЭУ, в соответствии с которыми обосновывается ее безопасность.
20. Культура безопасности - квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности ЯЭУ является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.
21. Нарушение нормальной эксплуатации ЯЭУ - нарушение в работе ЯЭУ, при котором произошло отклонение от установленных эксплуатационных пределов и условий.
22. Нормальная эксплуатация ЯЭУ - эксплуатация ЯЭУ в определенных проектом эксплуатационных пределах и условиях.
23. Обеспечение качества - планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на то, чтобы все работы по созданию и эксплуатации ЯЭУ проводились установленным образом, а их результаты удовлетворяли предъявленным к ним требованиям.
24. Обеспечивающие системы (элементы) безопасности ЯЭУ - системы (элементы), предназначенные для снабжения систем безопасности энергией, рабочей средой и создания условий для их функционирования.
25. Оболочка тепловыделяющего элемента - внешний слой твэла, обеспечивающий защиту от химически активного окружения и удержание продуктов деления, а также обеспечивающий механическую прочность твэла и предотвращающий вымывание теплоносителем топлива.
26. Отказы по общей причине - отказы систем (элементов), возникающие вследствие одного отказа или ошибки персонала, или внешнего или внутреннего воздействия*.
_________________
* Внутренние воздействия или причины - воздействия, возникающие при исходных событиях, включая ударные волны, струи, летящие предметы, изменение параметров среды (давления, температуры, химической активности и т.п.), пожары и т.п., конструктивные, технологические и прочие внутренние причины
Внешние воздействия - воздействия природных явлений и деятельности человека, например, землетрясения, ураганы, штормы, тяжелые ладовые условия, крены и дифференты судна, затопление помещений судна, навигационные происшествия (столкновения судов, посадка на мель, затопление судна, опрокидывание судна и др.).
27. Отчет по обоснованию безопасности ЯЭУ - документ, содержащий необходимую информацию и обоснования и подтверждающий, что на всех планируемых этапах жизненного цикла ЯЭУ соответствующими проектными решениями может быть обеспечена ее безопасность.
28. Ошибка персонала - единичное непреднамеренное неправильное воздействие на управляющие органы, или единичный непреднамеренный пропуск правильного действия, или единичное непреднамеренное неправильное действие при техническом обслуживании оборудования и систем, важных для безопасности.
29. Пассивная система (элемент) - система (элемент), функционирование которой связано только с вызвавшим ее работу событием и не зависит от работы другой (активной) системы (элемента).
30. Первый контур ЯЭУ - контур вместе с системой компенсации давления, предназначенный для циркуляции теплоносителя через активную зону в установленных проектом режимах и условиях эксплуатации.
31. Перегрузка активной зоны (перегрузка) - ядерно-опасные работы на ЯЭУ по загрузке, извлечению и перемещению ТВС (твэлов), средств воздействия на реактивность и других элементов, влияющих на реактивность, в целях их ремонта, замены и демонтажа.
32. Персонал - члены судового экипажа, осуществляющие обслуживание и эксплуатацию ЯЭУ.
33. Последствия аварии - возникшая в результате аварии радиационная обстановка, наносящая убытки и вред из-за превышения установленных пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду.
34. Пост аварийного расхолаживания - пост, с которого можно произвести и проконтролировать перевод реактора в подкритическое состояние и его расхолаживание при выходе из строя центрального поста управления ЯЭУ.
35. Потенциально ядерно-опасная работа - работа, при проведении которой может возникнуть предаварийная ситуация или ядерная (радиационная) авария.
36. Предаварийная ситуация - состояние ЯЭУ, характеризующееся нарушением пределов или условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию.
37. Пределы безопасной эксплуатации ЯЭУ - установленные проектом значения параметров технологического процесса ЯЭУ, отклонения от которых могут привести к аварии.
38. Принцип единичного отказа - принцип, в соответствии с которым система безопасности должна выполнять заданные функции при любом исходном событии, требующем ее работы, и при независимом от исходного события отказе одного любого из активных или пассивных элементов, имеющих механические движущие части.
39. Проектная авария - авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие с учетом принципа единичного отказа систем безопасности или одной независимой от исходного события ошибки персонала ограничение ее последствий установленными для таких аварий пределами.
40. Проектные пределы - значения параметров и характеристик состояния систем (элементов) и ЯЭУ в целом, установленные в проекте для нормальной эксплуатации и нарушений нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии.
41. Путь протекания аварии - последовательность состояний систем и элементов ЯЭУ в процессе развития аварии.
42. Разработчик проекта РУ - организации, разрабатывающие проект РУ и обеспечивающие его научное сопровождение на всех этапах жизненного цикла РУ.
43. Реакторная установка - часть ЯЭУ, включающая реактор и непосредственно связанные с ним системы и оборудование, необходимые для его нормальной эксплуатации, аварийного охлаждения, аварийной защиты. Границы РУ определяются разработчиками РУ и судна и указываются в техническом проекте РУ.