Статус документа
Статус документа

Рекомендации по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше

     3. Опоры и фундаменты


3.1. Нормальная эксплуатация запроектированных, изготовленных и установленных конструкций опор и фундаментов обеспечивается в течение всего срока службы ВЛ. Для этого:

выбор материалов, конструирование и расчеты выполняются в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

при изготовлении, транспортировании, монтаже и эксплуатации обеспечивается пространственная неизменяемость, прочность, устойчивость и жесткость опор в целом и их отдельных элементов;

предусматриваются меры по обеспечению долговечности конструкций (защита от коррозии, износа, истирания и т.п.).

3.2. Нагрузки и воздействия на опоры и фундаменты ВЛ в конкретных условиях принимаются согласно положениям нормативно-технических документов.

3.3. Климатические районы строительства принимаются в соответствии со стандартами.

За расчетную зимнюю температуру наружного воздуха следует принимать среднюю температуру воздуха наиболее холодной пятидневки в зависимости от района строительства согласно стандарту на строительную климатологию.

3.4. По своему конструктивному решению опоры могут быть свободностоящими или закрепляемыми с помощью оттяжек.

Все типы опор могут быть выполнены в одностоечном, двухстоечном и многостоечном вариантах.

3.5. Разрабатываются и применяются конструкции опор, удовлетворяющие требованиям расчета по несущей способности (предельные состояния первой группы) и по пригодности к нормальной эксплуатации (предельные состояния второй группы).

3.6. При проектировании ВЛ рекомендуется применять унифицированные и типовые опоры и фундаменты.

Новые типы массовых опор и фундаментов ВЛ проверяются испытанием опытных образцов.

Опоры и фундаменты индивидуальной конструкции (как вновь разработанные, так и изготавливаемые по чертежам повторного применения) целесообразно применять в тех случаях, когда неэкономично или нетехнологично использование унифицированных и типовых конструкций (например, в сильно пересеченной горной местности, на больших переходах, в поймах и на болотах, в районах вечной мерзлоты, на территориях со сложными климатическими условиями по п.7.1 и др.).

Выбор конструкций (унифицированных и типовых или индивидуальных) должен быть обоснован.

3.7. Выбор материала и типа опор производится исходя из технической целесообразности применения проектных решений в конкретных условиях строительства и эксплуатации с учетом обеспечения надежности ВЛ в эксплуатации. При этом для труднодоступных участков учитываются дополнительные затраты, связанные с доставкой грузов на пикеты при строительстве ВЛ и проездом эксплуатационного персонала к опорам при их обслуживании.

Рекомендуется применение на ВЛ конструкций опор и высот подвески проводов на них, обеспечивающих соблюдение допустимых значений напряженностей электрического и магнитного полей без применения дополнительных экранирующих устройств.

При замене на существующей ВЛ отдельных опор (одиночных или целых участков) с целью приведения характеристики ВЛ к современным нормативным требованиям или взамен дефектных и при подстановке опор в пролеты материал и тип новых опор выбираются с учетом конструктивных решений существующей ВЛ.

3.8. Стальные опоры рекомендуется проектировать из горячекатаного фасонного проката открытых профилей, а при наличии технико-экономической целесообразности - из тонкостенных и гнутых профилей, замкнутых многогранных профилей, бесшовных горячекатаных труб; специальные опоры больших переходов высотой более 60 м - из бесшовных горячекатаных труб.

Отдельные элементы опор, работающие на растяжение (оттяжки, тяги, затяжки), рекомендуется выполнять из стальных канатов или из стали круглого сечения.

3.9. Для уменьшения перемещения опор с оттяжками от горизонтальных нагрузок до монтажа проводов и грозозащитных тросов рекомендуется предусматривать предварительное натяжение оттяжек не менее 1,5-3,0 тс.

3.10. Железобетонные опоры выполняются, как правило, комбинированными: стойки - из центрифугированного, а для ВЛ 35 кВ также из вибрированного железобетона; траверсы, тросостойки, оттяжки - из других материалов (сталь, полимерные материалы).

Регулировочные элементы тяг траверс располагаются со стороны стойки опоры в верхней части тяги.

Вид армирования железобетонных стоек назначается в соответствии со стандартами или техническими условиями на изготовление стоек.

3.11. Деревянные опоры могут выполняться цельностоечными или составными из стоек и приставок (пасынков). Последние, как правило, должны быть железобетонными (вибрированными или центрифугированными).

Для элементов деревянных опор могут применяться как круглый лес, так и пиломатериалы или клееная древесина.

Все элементы деревянных опор защищаются от гниения (биологической коррозии).

3.12. В качестве фундаментов рекомендуется применять, как правило, унифицированные железобетонные подножки и сваи.

В сложных грунтовых условиях при соответствующем обосновании могут применяться другие рациональные конструкции фундаментов (буронабивные сваи, сваи с закрылками, скальные заделки, поверхностные фундаменты, винтовые сваи и др.).