МДС 81-33.2004
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЛИЧИНЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дата введения 2004-01-12
РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (В.П.Шуппо, Г.П.Шпунт) с участием ГАСИС (И.Г.Цирунян).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (В.А.Степанов, И.Ю.Носенко).
РАССМОТРЕНЫ и одобрены на заседании научно-технического Совета Госстроя России (протокол от 11 декабря 2003 N 01-НС-17/3).
ВНЕСЕНЫ НА УТВЕРЖДЕНИЕ Управлением ценообразования и сметного нормирования Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 12 января 2004 постановлением Госстроя России от 12 января 2004 N 6
ВЗАМЕН "Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве" МДС 81-4.99, введенных в действие постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 N 76.
ВНЕСЕНЫ Изменения и Дополнения, опубликованные в "Информационном Бюллетене о нормативной, методической и типовой проектной документации" N 8, 2004 год; Изменения, введенные письмом Росстроя от 08.02.2008 N ВБ-338/02
Изменения внесены изготовителем базы данных по тексту "Информационного Бюллетеня о нормативной, методической и типовой проектной документации" N 8, 2004 год; Нормирование в строительстве и ЖКХ, N 2, 2008 год
Настоящие Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
Методические указания содержат основные сведения о системе норм накладных расходов, сложившейся в Российской Федерации в условиях рыночных отношений.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, приведенных в приложении 1.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов в строительстве, расчету индивидуальных норм и применению нормативов накладных расходов.
Положения настоящего документа распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений всех отраслей народного хозяйства с учетом особенностей, отраженных в соответствующих методических документах Госстроя России.
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов:
- инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
- подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;
- проектными организациями при разработке сметной документации.
1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно-необходимые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.
1.4. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
- укрупненные нормативы по основным видам строительства;
- нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ;
- индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации.
1.5. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
Порядок определения размера сметных затрат на оплату труда рабочих приведен в приложениии 2.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
2.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов накладных расходов осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
2.2. Разработка укрупненных нормативов по основным видам строительства и нормативов по видам строительных и монтажных работ производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.
Разработанные проекты нормативов накладных расходов рассматриваются Межведомственной комиссией (Рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.
Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.
2.3. Разработка индивидуальных норм для конкретных строительно-монтажных или ремонтно-строительных организаций осуществляется подрядными организациями (корпорациями, акционерными обществами, концернами, объединениями и др.) или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) на основе заключенных с подрядными организациями договоров на выполнение указанных работ.
Разработанные проекты индивидуальных норм накладных расходов передаются подрядчиком заказчику для рассмотрения и проведения соответствующей экспертизы.
На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм накладных расходов и передают заказчику для окончательного согласования.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
3.1. Укрупненные нормативы по основным видам строительства определены на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) в целом по отрасли и структуры выполненных подрядных работ по основным видам строительства.
Система указанных нормативов состоит из 10 видов и приведена в приложении 3.
Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
3.2. Нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ разработаны на основе анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по отдельным специализированным организациям-представителям с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных, ремонтно-строительных и специальных строительных работ, определяемой на основе сметно-нормативной базы 2001 г.
Система указанных нормативов состоит из 86 видов и приведена в приложениях 4 и 5.
Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.
3.3. Нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных, ремонтно-строительных и монтажных работ разработаны без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним. Порядок расчета величины накладных расходов в указанных районах приведен в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 N 5.
3.4. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ могут корректироваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
(Измененная редакция, Изм. и Доп.).
3.5. Индивидуальные нормы накладных расходов подрядных организаций определяются на основе расчетных затрат, необходимых для управления, организации и обслуживания процесса производства строительных работ, и должны учитывать реальные условия конкретного строительства, отличающиеся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов.
3.6. Расчет индивидуальных норм накладных расходов целесообразно осуществлять методом постатейного калькулирования, предусматривающим расчет массы накладных расходов для конкретных подрядных организаций расчетно-аналитическим методом по статьям затрат с отнесением ее к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в приложении 6.
Из предусмотренных в указанном Перечне пяти разделов в расчете нормы накладных расходов не учитываются статьи затрат V раздела "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы".
К ним относятся:
- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на единый социальный налог);
- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
- предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
- расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);
- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;
- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью "Накладные расходы", а в сметной документации включаются в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.
3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
- по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
- по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 09.09.2003 N 82.
3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в приложениях 8 и 9. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на стоимость продукции или услуги этих хозяйств.
3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие административно-хозяйетвенных расходов, связанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.