Основной целью дальнейшего совершенствования сервисного обслуживания на федеральных автомобильных дорогах общего пользования является создание такой системы, при которой автотрасса станет объектом не только наивыгоднейшего вкладывания средств в инфраструктуру, но и сам уровень сервисного обслуживания станет привлекательным средством для привлечения инвесторов с различной формой собственности. При этом возрастает занятость населения на объектах дорожной инфраструктуры, что немаловажно при современном состоянии экономики регионов России; уровень дорожного сервиса России приближается к европейскому уровню обслуживания на дорогах с учетом различных местных условий и на основе существующих российских федеральных законов.
Расширение ассортимента и комплектность предлагаемых услуг сервисного обслуживания на автомобильных дорогах, введение новых видов и форм обслуживания участников дорожного движения связано с соблюдением технических условий, выдаваемых органами управления дорожным хозяйством на размещение объектов дорожного сервиса и рекламы, требованиями безопасности дорожного движения, экологической безопасности и архитектурной планировки местности.
Нормативными документами СНиП "Автомобильные дороги" (2.05.02-85), "Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР" (РСН 62-86) регламентирован состав предприятий и объектов автосервиса.
Анализ современного состояния дорожной инфраструктуры свидетельствует о том, что к объектам дорожного сервиса относятся:
- площадки отдыха - предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров, проверки состояния транспортных средств и грузов, устранения мелких неисправностей;
- охраняемые площадки-стоянки - предназначены для безопасной ночной стоянки транспортных средств;
- площадки для кратковременной остановки автомобилей - предназначены для остановки и кратковременной стоянки транспортных средств у объектов дорожного сервиса;
- мотели - предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров и представляют собой комплекс из гостиницы специальной планировки, столовой, кафе или ресторана, открытой или закрытой стоянки автомобилей;
- кемпинги - предназначены для продолжительного отдыха водителей и пассажиров;
- пункты питания - предназначены для удовлетворения потребностей участников движения в еде;
- предприятия торговли - предназначены для удовлетворения повседневного спроса пассажиров и водителей, проезжающих по дороге, в предметах личной гигиены, туристических принадлежностях, сувенирах, фасованных пищевых продуктах и т.п.;
- пассажирские автостанции и автовокзалы - предназначены для обслуживания пассажиров пригородных и междугородних автобусных маршрутов;
- автобусные остановки - предназначены для посадки и высадки пассажиров рейсовых автобусов и представляют собой холодные неотапливаемые помещения;
- автозаправочные станции (АЗС) - предназначены для обеспечения заправки всех видов транспортных средств горючесмазочными материалами, продажи запасных частей, автопринадлежностей, автопрепаратов и автокосметики. Ассортимент нефтепродуктов должен быть рассчитан на обслуживание транспортных средств всех моделей;
- станции технического обслуживания (СТО) - предназначены для технического обслуживания транспортных средств, их ремонта, регулировки и мойки, продажи запасных частей, основного ассортимента автопринадлежностей, автопрепаратов, автокосметики и оборудования для автомобилей;
- моечные пункты - предназначены для механизированной мойки транспортных средств;
- транспортно-экспедиционные предприятия - предназначены для организации грузовых перевозок, допустимых для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Имеют в своем составе оборудование для взвешивания транспортных средств и определения их габаритов, а также площадку для временной стоянки транспортных средств, задержанных за нарушение весовых и габаритных параметров.
Федеральные автомобильные дороги, являющиеся международными маршрутами, при интенсивности свыше 7 тыс. авт./сут при соответствующем технико-экономическом обосновании должны быть оборудованы средствами технологической связи для обеспечения экстренного вызова технической или медицинской помощи, а также сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Большая часть системы услуг по обслуживанию автомобильных грузопотоков сосредоточена вблизи городов и тяготеет к обслуживанию местных жителей. Значительную часть предложений по размещению объектов дорожного сервиса составляют отдельные быстроокупаемые проекты (АЗС, СТО, малые предприятия торговли и питания), а не предложения по комплексному решению проблемы дорожной инфраструктуры. В зависимости от интенсивности движения, экономической развитости региона, по которому проходит автомобильная дорога, и других факторов количество размещенных и предполагаемых к размещению объектов дорожного сервиса может варьироваться. Внешний вид, техническое оснащение, уровень услуг и комфорта не всегда соответствуют требуемому уровню обустройства федеральных автомобильных дорог. Данное положение непосредственно связано с экономическим состоянием страны и регионов, застоем в хозяйственном развитии территорий.
В основном из уже размещенных объектов дорожного сервиса можно выделить (по видам сервисных услуг) три типа:
- обслуживающие только автомобилистов - такие объекты, как АЗС, СТО, пункты питания, магазины автозапчастей, мойки;
- обслуживающие пассажиров - автобусные остановки, пешеходные переходы;
- обслуживающие всех участников движения - магазины (продовольственные и промтоварные), оптовые рынки, кафе и рестораны и т.д.
Финансирование объектов дорожного сервиса за счет средств федерального и местных бюджетов не предусмотрено, их размещение происходит в основном за счет средств частных инвесторов. Наметившаяся в настоящее время тенденция к увеличению доли междугородних и межгосударственных грузоперевозок (в перспективе эта тенденция сохранится), а также отсутствие бюджетных средств на цели обустройства предоставляет частному и инвестиционному капиталу возможность вливания средств в сервисную инфраструктуру.
Размещение, номенклатура, размеры объектов системы сервисного обслуживания участников дорожного движения зависят от многих факторов:
- интенсивности и состава движения;
- степени хозяйственного освоения района проложения дороги;
- зоны поездок;