Статус документа
Статус документа



РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ
НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА



ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Минтранса России от 15.09.2003 г. N ОС-804-р

1. ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время наблюдается резкое возрастание интенсивности автомобильного движения на федеральных автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации, особенно значительно увеличивается доля дальних грузопассажирских перевозок автотранспортом, включая международные перевозки.

В связи с этим настоятельно необходимо расширить сеть сервисного обслуживания на автомобильных дорогах России и принять меры по его дальнейшему государственному регулированию.

Размещение ассортимента и комплектности предлагаемых услуг сервисного обслуживания на автомобильных дорогах, введение новых видов и форм обслуживания участников дорожного движения связаны с оказанием дорожными организациями заказчикам платных услуг по согласованию размещения объекта, контроля за выполнением выданных технических условий, по внесению изменений в паспорт дороги и др.

Дальнейшее расширение сервисного обслуживания участников автомобильного движения и жителей близлежащих к автомобильным дорогам населенных пунктов связано также с необходимостью соблюдения требований повышения безопасности дорожного движения, экологической безопасности и соблюдения архитектурной планировки местности.

Государственному регулированию указанных проблем посвящены следующие нормативные документы:

1. Указ Президента Российской Федерации "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" от 27 июня 1998 г. N 727.

2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" от 01 декабря 1998 г. N 1420.

3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил зачисления и использования средств, полученных организациями дорожного хозяйства от оказания платных услуг, оказываемых организациями дорожного хозяйства" от 20 февраля 2002 г. N 120.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2002 г. N 120 необходимо разработать нормативы финансовых затрат на оказание платных услуг и перечень платных услуг, предоставляемых организациями дорожного хозяйства по размещению объектов дорожного сервиса.

Целью данной работы является обоснование и разработка указанных нормативов. Основным критерием установления величины нормативов является возмещение материально-технических затрат, связанных с изучением и выдачей технических условий на размещение объектов сервисного обслуживания. А также возмещение дополнительных сверхнормативных затрат на ремонт и содержание участка автомобильной дороги, находящегося в зоне размещения объектов сервиса.

Сверхнормативные затраты вызваны преждевременным разрушением конструкций дорожной одежды в местах частого разгона и торможения автомобильного транспорта, повышенными расходами на обеспечение безопасности движения в зоне размещения объектов дорожного сервиса и другими объективными причинами.

Данные Рекомендации разработаны канд. экон. наук Ногай В.А., инженерами Логиновым А.А., Савиным В.И. (ООО "Дорпроектресурс").

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ


Основной целью дальнейшего совершенствования сервисного обслуживания на федеральных автомобильных дорогах общего пользования является создание такой системы, при которой автотрасса станет объектом не только наивыгоднейшего вкладывания средств в инфраструктуру, но и сам уровень сервисного обслуживания станет привлекательным средством для привлечения инвесторов с различной формой собственности. При этом возрастает занятость населения на объектах дорожной инфраструктуры, что немаловажно при современном состоянии экономики регионов России; уровень дорожного сервиса России приближается к европейскому уровню обслуживания на дорогах с учетом различных местных условий и на основе существующих российских федеральных законов.

Расширение ассортимента и комплектность предлагаемых услуг сервисного обслуживания на автомобильных дорогах, введение новых видов и форм обслуживания участников дорожного движения связано с соблюдением технических условий, выдаваемых органами управления дорожным хозяйством на размещение объектов дорожного сервиса и рекламы, требованиями безопасности дорожного движения, экологической безопасности и архитектурной планировки местности.

Нормативными документами СНиП "Автомобильные дороги" (2.05.02-85), "Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР" (РСН 62-86) регламентирован состав предприятий и объектов автосервиса.

Анализ современного состояния дорожной инфраструктуры свидетельствует о том, что к объектам дорожного сервиса относятся:

- площадки отдыха - предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров, проверки состояния транспортных средств и грузов, устранения мелких неисправностей;

- охраняемые площадки-стоянки - предназначены для безопасной ночной стоянки транспортных средств;

- площадки для кратковременной остановки автомобилей - предназначены для остановки и кратковременной стоянки транспортных средств у объектов дорожного сервиса;

- мотели - предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров и представляют собой комплекс из гостиницы специальной планировки, столовой, кафе или ресторана, открытой или закрытой стоянки автомобилей;

- кемпинги - предназначены для продолжительного отдыха водителей и пассажиров;

- пункты питания - предназначены для удовлетворения потребностей участников движения в еде;

- предприятия торговли - предназначены для удовлетворения повседневного спроса пассажиров и водителей, проезжающих по дороге, в предметах личной гигиены, туристических принадлежностях, сувенирах, фасованных пищевых продуктах и т.п.;

- пассажирские автостанции и автовокзалы - предназначены для обслуживания пассажиров пригородных и междугородних автобусных маршрутов;

- автобусные остановки - предназначены для посадки и высадки пассажиров рейсовых автобусов и представляют собой холодные неотапливаемые помещения;

- автозаправочные станции (АЗС) - предназначены для обеспечения заправки всех видов транспортных средств горючесмазочными материалами, продажи запасных частей, автопринадлежностей, автопрепаратов и автокосметики. Ассортимент нефтепродуктов должен быть рассчитан на обслуживание транспортных средств всех моделей;

- станции технического обслуживания (СТО) - предназначены для технического обслуживания транспортных средств, их ремонта, регулировки и мойки, продажи запасных частей, основного ассортимента автопринадлежностей, автопрепаратов, автокосметики и оборудования для автомобилей;

- моечные пункты - предназначены для механизированной мойки транспортных средств;

- транспортно-экспедиционные предприятия - предназначены для организации грузовых перевозок, допустимых для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Имеют в своем составе оборудование для взвешивания транспортных средств и определения их габаритов, а также площадку для временной стоянки транспортных средств, задержанных за нарушение весовых и габаритных параметров.

Федеральные автомобильные дороги, являющиеся международными маршрутами, при интенсивности свыше 7 тыс. авт./сут при соответствующем технико-экономическом обосновании должны быть оборудованы средствами технологической связи для обеспечения экстренного вызова технической или медицинской помощи, а также сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД.

Большая часть системы услуг по обслуживанию автомобильных грузопотоков сосредоточена вблизи городов и тяготеет к обслуживанию местных жителей. Значительную часть предложений по размещению объектов дорожного сервиса составляют отдельные быстроокупаемые проекты (АЗС, СТО, малые предприятия торговли и питания), а не предложения по комплексному решению проблемы дорожной инфраструктуры. В зависимости от интенсивности движения, экономической развитости региона, по которому проходит автомобильная дорога, и других факторов количество размещенных и предполагаемых к размещению объектов дорожного сервиса может варьироваться. Внешний вид, техническое оснащение, уровень услуг и комфорта не всегда соответствуют требуемому уровню обустройства федеральных автомобильных дорог. Данное положение непосредственно связано с экономическим состоянием страны и регионов, застоем в хозяйственном развитии территорий.

В основном из уже размещенных объектов дорожного сервиса можно выделить (по видам сервисных услуг) три типа:

- обслуживающие только автомобилистов - такие объекты, как АЗС, СТО, пункты питания, магазины автозапчастей, мойки;

- обслуживающие пассажиров - автобусные остановки, пешеходные переходы;

- обслуживающие всех участников движения - магазины (продовольственные и промтоварные), оптовые рынки, кафе и рестораны и т.д.

Финансирование объектов дорожного сервиса за счет средств федерального и местных бюджетов не предусмотрено, их размещение происходит в основном за счет средств частных инвесторов. Наметившаяся в настоящее время тенденция к увеличению доли междугородних и межгосударственных грузоперевозок (в перспективе эта тенденция сохранится), а также отсутствие бюджетных средств на цели обустройства предоставляет частному и инвестиционному капиталу возможность вливания средств в сервисную инфраструктуру.

Размещение, номенклатура, размеры объектов системы сервисного обслуживания участников дорожного движения зависят от многих факторов:

- интенсивности и состава движения;

- степени хозяйственного освоения района проложения дороги;

- зоны поездок;

- средней скорости движения на маршруте, характера функций сооружений, их привлекательности, следовательно, доходности.

Теоретическая модель оптимального размещения сооружений обслуживания движения может быть выражена как функциональная зависимость:

,


где - протяженность дороги, км;

- интенсивность движения транспорта, авт./сут;

- плотность населенных пунктов в районе проложения автомобильной дороги;

- зона поездок;

- средняя скорость движения на маршруте, км/ч;

- привлекательность сооружений обслуживания и его доходность;

- продолжительность пребывания водителей и пассажиров в предприятиях обслуживания, ч;

- число проезжающих по дороге, пользующихся данным видом услуг.

В результате обследования благоустройства автомобильных дорог специалистами предложена классификация местных условий для целей проектирования системы обслуживания движения.

По этой классификации местные условия района проложения дороги могут быть отнесены к одной из пяти групп в зависимости от плотности расселения и интенсивности движения:

1-й - густонаселенные районы; автомобильные дороги с незначительной долей транзитного движения при интенсивности менее 10000 авт./сут;

2-й - густонаселенные районы; автомобильные дороги с высокой интенсивностью движения, более 10000 авт./сут при значительной доле транзитных автомобилей в потоке;

3-й - неосвоенные малообжитые районы; автомобильные дороги с преобладанием в потоке транзитных автомобилей (независимо от интенсивности движения);

4-й - сельскохозяйственные районы с расстояниями между городами более 150 км; автомобильные дороги с преобладанием транзитного движения при интенсивности от 1000 до 10000 авт./сут;

5-й - курортные районы, исторические и достопримечательные места; автомобильные дороги независимо от интенсивности движения.

На размещение сооружений сервисного обслуживания участников дорожного движения влияет продолжительность поездок. Отдельными специалистами предлагается ввести понятие о трех зонах обслуживания движения в соответствии с разными стадиями поездок на автомобиле.

При первичном уровне обслуживания автотранспортных средств на расстоянии 15-20 км от крупных населенных пунктов предоставляются минимально необходимые виды услуг - обязательно наличие АЗС, СТО, кратковременной стоянки для отдыха, мобильных пунктов питания, торговых точек (I зона).

На втором уровне сервисного обслуживания участников дорожного движения на расстоянии 40-70 км от крупных населенных пунктов предоставляется расширенный ассортимент услуг по обслуживанию автомобилей и отдыха водителей. Добавляются охраняемые стоянки, продовольственные и промтоварные магазины, кафе, аптечные киоски, телефоны, кемпинги, гостиницы "ночь + завтрак" с продолжительностью отдыха от нескольких часов до суток (II зона).

Третий уровень сервисного обслуживания тяготеет к существующим крупным населенным пунктам и городам. Добавляются кемпинги и мотели, оборудованные элементами развлечения, магазины проката и продажи спорттоваров, пункты скорой помощи, супермаркеты, контейнерные площадки и склады; обязательно наличие СТО. Продолжительность отдыха от суток до 3-4 дней (туристы). Комплексные объекты дорожного сервиса третьего уровня размещаются через 100-150 км (III зона).

Финансирование размещения объектов дорожного сервиса и оказание услуг участникам дорожного движения не предусмотрено из федерального бюджета, поэтому привлекаются средства частных инвестиций в развитие сервисной инфраструктуры. Однако в условиях отсутствия необходимого государственного регулирования инвесторы вкладывают инвестиции в сооружение объектов с минимальными (до 1 года) сроками окупаемости вложенных средств, превращая автомобильную дорогу в выгоднейший объект получения доходов.

По мнению специалистов, наиболее эффективной организацией бытового и технического обслуживания участников дорожного движения является объединение объектов дорожного сервиса в различные виды комплексов обслуживания, что позволяет подводить общие коммуникации, объединять источники водо-, тепло- и энергоснабжения, строить общие бытовые помещения, подъезды и стоянки, а также значительно улучшать обслуживание проезжающих по дороге.

Размещение объектов дорожного сервиса осуществляется как на земельных участках в пределах придорожных полос, так и земельных участках, находящихся вне этих полос, требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.).

В зависимости от расположения объектов дорожного сервиса относительно дороги их можно разбить на следующие групп

ы:

1. Расположенные непосредственно у дороги и на расстоянии до 150 м от дороги с устройством необходимых подъездов. К таким объектам относятся автобусные остановки, площадки отдыха, площадки-стоянки при объектах сервиса, расположенные у дороги, АЗС, СТО, предприятия питания, моечные пункты и пункты весового контроля.

2. Расположенные в удалении от дороги. К ним относятся мотели, кемпинги, автогостиницы.

3. Автостанции и автовокзалы располагают с учетом местных пассажирских транспортных связей, планировочных решений населенного пункта и обеспечения удобства населения, поэтому они могут быть размещены как непосредственно у дороги, так и в удалении от нее с устройством соответствующих подъездов.

Комплексы дорожного сервиса и отдельно стоящие объекты дорожного сервиса размещаются как на транзитных внегородских участках дорог, так и на территории придорожных населенных пунктов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs