4.2.4. Газодизельная система
Для большегрузных автомобилей и автобусов широко используются двухтопливные (газодизельные) системы питания, обеспечивающие работу дизеля как на смеси дизельного топлива и природного газа, и непосредственно только на дизельном топливе.
Классический принцип работы газодизельного двигателя заключается в следующем. Подготовленная в газовой системе питания газовоздушная смесь поступает в цилиндры двигателя, сжимается поршнем и в конце такта сжатия (с небольшим опережением) в нее через форсунку впрыскивается запальная доза дизельного топлива.
Идеально расход топлива должен составлять 80-85% КПГ и 15-20% дизельного топлива, но фактически это было невозможно выполнить, имея конструкции газодизельных систем выпуска 1985-95 годов.
В настоящее время отечественные и зарубежные производители значительно усовершенствовали конструкции газодизельных систем.
В новых системах используются:
- микропроцессорное управление и фазированный впрыск газа;
- дополнительное сжимание газа в специальном компрессоре, его охлаждение и аккумулирование в специальном баллоне, подача газа вместе с дизельным топливом в цилиндры двигателя на такте сжатия через специальный клапан (форсунку);
- распределительный впрыск газа и управление запальной дозой дизельного топлива;
- комбинированные газодизельные электронно-управляемые форсунки, в которых происходит предварительное смешивание дизельного топлива и природного газа;
- электроуправляемые дроссельные заслонки вместо заслонок с управлением от педали газа;
- газовые инжекторы, обладающие повышенным ресурсом, и т.д.
Все эти новшества позволяют:
- увеличить энергетические показатели работы двигателя;
- снизить содержание вредных веществ в ОГ двигателя;
- снизить эксплуатационные расходы за счет замещения дизельного топлива (практически до 80%) более дешевым КПГ.