Природный газ, состоящий в основе своей из метана (от 82% до 98% с небольшой примесью этана (до 6%), пропана (до 1,5%) и бутана (до 1,0%), в силу своих физико-химических свойств удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к топливу для автомобилей:
- обладает хорошей смешиваемостью с воздухом для образования однородной горючей смеси;
- имеет высокую калорийность горючей смеси и высокое октановое число (ОЧМ>102-105 ед.), что не допускает детонационного сгорания в цилиндрах двигателя и позволяет использовать высокие степени сжатия;
- обеспечивает минимальное количество веществ, вызывающих коррозию поверхностей двигателей, окисление и разжижение моторного масла в картере двигателя;
- обеспечивает минимальное образование токсичных и канцерогенных веществ в продуктах сгорания;
- обладает способностью сохранять стабильность компонентного состава, физико-химические и моторные свойства;
- имеет минимальное содержание смолистых веществ и механических примесей, способствующих нагарообразованию и загрязнению систем питания и зажигания двигателя.
К недостаткам природного газа следует отнести следующее:
- наличие низкого цитанового числа (ЦЧ=10) и, следовательно, плохой воспламеняемости (640680 °С) по сравнению с нефтяным топливом (например, у бензина - 270330 °С);
- уменьшенная по сравнению с жидким нефтяными топливом скорость горения;
- меньшая плотность газовоздушной среды по сравнению с плотностью воздуха.
Чтобы компенсировать эти недостатки при использовании КПГ в дизельных двигателях, т.е. сохранить мощностные показатели и величину крутящего момента, в них использован рабочий процесс по "газодизельному циклу", когда воспламенение газовоздушной смеси происходит за счет "запальной" дозы дизельного топлива.
Кроме того, в настоящее время в дизельных двигателях при переводе их на КПГ используют воспламенение газовоздушной смеси от электрической искры.
Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показал, что удовлетворительные показатели по мощности, топливной экономичности, выбросам вредных веществ и дымность отработавших газов двигателями могут быть обеспечены при строгой регламентации компонентного состава газа, поставляемого в качестве топлива для автомобильного транспорта.
В соответствии с ГОСТом 27577-2000 компримированный природный газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице 3.1.
Таблица 3.1
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КОМПРИМИРОВАННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА
ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО
ГОСТ 27577-2000
NN пп. | Наименование показателя | Единица измерения | Нормативные значения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Объемная теплота сгорания низшая, не менее | кДж/м | 31800 |
2. | Относительная плотность к воздуху | - | 0,55-0,70 |
3. | Расчетное октановое число газа (по моторному методу), не менее | - | 105 |
4. | Концентрация сероводорода, не более | г/м | 0,02 |
5. | Концентрация меркаптановой серы, не более | г/м | 0,036 |
6. | Масса механических примесей, не более | мг/в 1-ом·м | 1,0 |
7. | Суммарная объемная доля негорючих компонентов, не более | % | 7,0 |
8. | Объемная доля кислорода, не более | % | 1,0 |
9. | Концентрация паров воды, не более | мг/м | 9,0 |
Примечание: Значения показателей установлены при температуре 293 °К (20 °С) и давлении 0,1013 МПа (760 мм рт.ст.). |
Применение КПГ в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте требует соблюдения определенных мер безопасности.
Природный газ относится к группе веществ, способных образовать с воздухом пожаро-взрывоопасные смеси.
Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом в объемных долях составляют: нижний - 5%, верхний - 15%.
Содержание газа в воздухе помещений и на рабочих местах (по метану) не должно быть более 20% от нижнего концентрационного предела его воспламенения (НКПВ), т.е. не более 1,0% по объему.
По токсикологической характеристике природный газ, являющийся смесью углеводородных газов, в состоянии с требованиями ГОСТ 12.1.007-76, относится к веществам 4-го класса опасности.
Концентрация углеводородов компримированного природного газа в воздухе рабочей зоны не должна превышать предельно допустимую (ПДК) по ГОСТ 12.1.005-88 и гигиенических нормативов ГН 2.2.5.686-98 - 300 мг/м в пересчете на углеводород. Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочей зоны не должна превышать 10 мг/м сероводорода в смеси с углеводородами С1-С2 - 3 мг/м.